Песков Василий Михайлович советский писатель, журналист, тележурналист, ведущий телевизионной программы «В мире животных» (1975—1990). читать
Некрасов Александр Владимирович Стрелок-наводчик гранатомета. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды, посмертно. читатьКотляревский Петр Степанович, генерал прозванный за победы на Кавказе и стремительность "генерал-метеор" и "кавказский Суворов" читатьТуполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читатьМитрохин Иван Александрович, стрелок-гранатометчик 7й парашютно-десантной роты. Награжден орденом Красной Звезды, посмертно. читатьДокучаев Василий Васильевич – русский ученый-естествоиспытатель, основатель современного научного почвоведения и комплексного исследования читатьСытинский Николай Андреевич Капитан 90-гo пех. Онежского полка. Кавалер ордена Св. Георгия читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьОтрощенко Анастасия многодетная мама (детям – 13, 11, 7 и 1,5 года), учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе. читатьОсканов, Суламбек Сусаркулович, генерал-майор, летчик-испытатель, погиб, уведя неисправный МИГ29 от жилых домов Липецка читатьФедотов, Павел Андреевич русский живописец и график. Известен по картинам "Сватовство майора" "вдовушка" читатьНосов Виктор Петрович, лётчик-торпедоносец направил свой горящий самолёт во вражеский транспорт, совершив первый таран бомбардировщика читатьКалюжный Иван Иванович тренер-преподаватель Подготовил более 40 мастеров спорта по греко-римской борьбе, одного заслуженного мастера спорта. читатьШильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читатьКовалевская Софья Васильевна, первая в мире женщина профессор математики читатьСвятые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн, первые мученики за веру на Руси читатьЯковлев, Юрий Васильевич советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1979) читатьАфанасьев Иван Филиппович, возглавил оборону "Дома Павлова" в Сталинградской битве читать
Священномученик Симеон родился 2 февраля 1882 года в городе Посадо–Ломазы Бельского уезда Холмской губернии в семье крестьянина Демьяна Кульгавца. Отец умер, когда Семену было три года. Семья была бедная, средств после отца не осталось, и мать стала работать по найму. Семен окончил школу псаломщиков и служил псаломщиком в церкви в Бельском уезде.
В 1915 году, при занятии немцами Холмской губернии, Семен Демьянович выехал в центральную Россию и был принят как беженец в Николо–Пешношский монастырь Дмитровского уезда Московской губернии и прожил здесь год. С 1917–го по 1922 год он служил в Москве милиционером, был женат на дочери крестьянина села Куликово Гавриила Ивановича Густарева — Марии.
Священномученик Алексий родился 1 февраля 1875 года в городе Коломне Московской губернии в семье псаломщика Богословской церкви Николая Троицкого, он умер в 1893 году, и его супруга после этого стала работать просфорницей при одной из городских церквей; она скончалась в 1903 году.
В 1896 году Алексей окончил четыре класса Московской Духовной семинарии и в 1900 году был назначен псаломщиком ко храму в честь Рождества Христова в село Беседы Подольского уезда. В 1902 году он был рукоположен во диакона; в 1903-м переведен служить в храм в честь Образа Нерукотворного Спаса в село Волынское Московского уезда и поселился в расположенной неподалеку деревне Давыдково. 19 июля 1920 года диакон Алексий был рукоположен во священника к этому храму. 21 октября 1921 года общим
собранием прихожан он был избран настоятелем храма вместо почившего священника Колоколова; избрание это тогда же было утверждено одним из викариев Московской епархии.
Священномученик Александр родился 15 августа 1870 года в селе Типня Весьегонского уезда Тверской губернии в семье священника Иоанна Талызина. После окончания Духовной семинарии Александр Иванович был рукоположен во священника и служил в храмах Тверской епархии. В 1928 году, во время гонений на Русскую Православную Церковь, отец Александр был арестован, обвинен в антисоветской агитации и приговорен к двум годам ссылки. Вернувшись в 1930 году в Тверскую область, он был направлен служить в храм в селе Шаблыкино Краснохолмского района и прослужил здесь до своего ареста.
Отец Александр был арестован 10 февраля 1938 года и заключен в тюрьму в Красном Холме. Сразу же после ареста он был допрошен.
Будущий священномученик Александр Телемаков родился 6 декабря (по старому стилю - в день церковной памяти святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца). Родился в 1870 году, в городе Сызрани (тогда – Симбирской губернии, сегодня – Самарской области), в семье чиновника 2-го разряда. Конечно, не было случайностью рождение этого ребенка в день церковной памяти Небесного покровителя его отца – Николая Телемакова. Родительская семья будущего священномученика была верующей и благочестивой. Младенец, а затем и отрок Александр с радостью шел в храм – дом Божий, полюбил в молитве обращаться к Спасителю, своему Небесному Отцу. Александру особенно нравилось молиться в Феодоровском храме Вознесенского мужского монастыря (который милостью Божией сохранен и поныне), где находился древний чудотворный список с Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Именно в отрочестве Александр решил посвятить себя служению Церкви Христовой.
Священномученик Василий родился 12 января 1895 года в Москве в семье служащего Дворцового управления Федора Алексеевича и его супруги Софии Павловны Надеждиных. Он был пятым из шести детей — трех сыновей и трех дочерей.
В роду Надеждиных многие служили в церкви псаломщиками, а отец Федора Алексеевича был диаконом. По семейному преданию, отрок Василий как-то проводил до дому старенького батюшку, который благословил его иконой святителя Николая и предсказал, что он тоже станет священником.
Примером веры и благочестия для мальчика с юных лет были родители, воспитывавшие детей в христианской вере. Его отец уже в преклонных летах писал: «В старину я слышал изречение «Дети — благословение Божие». Оглядываясь на прожитое мною долголетие и припоминая виденное мною в течение этого долголетия, конечно, я непререкаемо убедился в великой правде этого изречения. И меня лично не раз спасало от многих житейских искривлений сознание о моем долге и обязанностях перед детьми, в чем и видел благословение Божие».
Родился в 1863 году в селе Селец Трубчевского уезда Орловской губернии.
В 1884 году окончил Черниговскую духовную семинарию, во время учебы работал наблюдателем в астрофизической обсерватории.
14 марта того же года рукоположен во иерея.
С 1885 по 1892 года - законоучитель в земской народной школе.
В 1894 году награжден дипломом корреспондента Российской Академией Наук за труды в астрофизической обсерватории и наблюдение за изменением климата в России, а также был удостоен бронзовой медали за усердие в переписи населения. За работу на педагогических курсах награжден грамотами от Орловских архипастырей в 1898 и 1899 годах.
Михаил Спиридонович Амелюшкин родился 24 сентября 1893 года в деревне Починки Богородского уезда Московской губернии в семье крестьян-середняков. Окончив сельскую школу, он занимался крестьянским хозяйством. Впоследствии женился, растил двух сыновей – Павла и Сергея – и дочь Клавдию.
Во время Первой мировой войны Михаил Спиридонович был призван в Царскую армию и служил до 1917 года рядовым.
Проживал Михаил Спиридонович в родном селе. Будучи глубоко верующим человеком, он, несмотря на начавшиеся с приходом безбожной власти гонения на Русскую Православную Церковь, еще более утвердился в исповедании своей веры во Христа. Молиться он ходил в храм в честь Рождества Христова в селе Ямкино Ногинского района Московской области, где в течение многих лет он был регентом, а с середины 1937 года стал служить в этой церкви псаломщиком.
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале тридцатых годов XVII столетия в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; родителями его были иерей Никита и Мария. Благочестие, царившее в семье будущего святителя, благотворно содействовало духовному развитию мальчика. С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Это было время самого расцвета коллегии (конец сороковых годов XVII века), когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен, впоследствии архиепископ Черниговский, Лазарь (Баранович), а в числе наставников - иеромонах Епифаний (Славинецкий), иеромонах Арсений (Сатановский), епископ Белорусский Феодосий (Баевский), игумен Феодосий (Сафонович) и Мелетий (Дзик), которые были просвещеннейшими людьми того времени. Товарищами святого Феодосия по коллегии были будущие выдающиеся пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский. Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время главным центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов.
Первую половину двадцатого века часто называли временем всеобщего духовного расслабления. Но и тогда находились люди, которые заботились о человеческих душах, всегда были готовы прийти на помощь. И уже 21 век с благодарностью вспоминает о великом праведнике – святителе Иоанне.
Иоанн – в миру Михаил Максимович – родился в украинском селе Адамовка. Отец мальчика служил предводителем дворянства, а дядя – ректором университета. Мише тоже прочили светскую карьеру, пока не заметили, что он не похож на своих сверстников. Игрушечных солдатиков малыш превращал в монахов, а вместо крепостей строил из песка монастыри. Став постарше, собирал иконы и церковные книги, ночи посвящал молитвам.
Юношей Михаил учился в Кадетском корпусе, потом поступил в университет на юридический факультет. Это был страшный 1918 год. Семья Максимовичей эмигрировала в Белград. Здесь Михаил стал учиться на богословском факультете университета.
Ровно 27 лет назад, 20 января 1991 года, в день Пророка Иоанна Предтечи, престольного праздника Оптинского Скита, прибыл он в Оптину Пустынь, принимая управление обителью. Уже полгода монастырь оставался без руководства, поскольку его настоятель архимандрит Евлогий после тяжелейшей аварии находился в больнице. Обитель, отданная Православной Церкви 17 ноября 1987 года, медленно поднималась из руин. Это был первый из открытых в Советском Союзе монастырей (после Данилова монастыря, переданного под резиденцию Патриарха Московского). Здесь было уже около сорока человек братии, строгий монашеский устав богослужения, уже был восстановлен центральный Введенский собор, многие братские корпуса и частично разрушенная ограда. И хотя вокруг виднелись остатки фундаментов и бесприютные стены других храмов и колокольни, а проблем еще было гораздо больше, чем залатанных наспех дыр, – то было время великого духовного подъема, когда сквозь асфальт безбожия медленно, но верно начали прорастать первые ростки духовной жизни.
Мученик Феодор родился в 1871 году в селе Прудки Касимовского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Луки Павловича и его супруги Александры Федоровны Пальшковых. В 1894 году Федор окончил Московскую Духовную семинарию и стал безвозмездно преподавать в московской Скорбященской двухклассной церковно-приходской школе, что в Ямской Коломенской слободе.
В 1890 году в соответствии с решением Московской Городской Думы на средства благотворителей, и в частности городского головы Николая Александровича Алексеева, начала строиться Скорбященская церковь и некоторые здания при Алексеевской психиатрической больнице. В 1896 году епископ Можайский, викарий Московской епархии Тихон (Никаноров) освятил храм в верхнем этаже центрального административного здания; в том же году Федор Лукич был назначен туда псаломщиком.
В 1901 году Федор Лукич был избран членом Комиссии по устройству публичных народных чтений в Москве.
Дмитрий Иванович родился в старинном селе Новорождествено в многодетной семье православного псаломщика храма Рождества Иоанна Предтечи Ивана Александровича Ильинского и его супруги Натальи, дочери священнослужителя Сергея Пушкинского, которые воспитали и вырастили четырёх сыновей и трёх дочерей.
Здесь Дмитрий окончил сельскую школу, а после поступил в Донское духовное училище, где проучился два года. Он участвовал в Первой мировой войне, затем начал служить заштатным псаломщиком в храме Рождества Иоанна Предтечи в родном селе и одновременно был певчим, так как обладал красивым басом.
В 1921 году Дмитрий Иванович женился на дочери крепкого русского хозяина, старосты села Новорождествено Ивана Ивановича Евсеева, девице Пелагее. При Советской власти она работала счетоводом на Московской железной дороге. У Ильинских родилось четверо детей.
Мученик Димитрий родился в 1871 году в селе Крюково Наро-Фоминской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Василия Казамацкого. Образование он получил в сельской школе. С 1893 по 1897 год Дмитрий служил в армии в чине унтер-офицера. С 1908 по 1917 год он служил урядником в Волоколамском уезде Московской губернии. С 1924 года Дмитрий Васильевич стал исполнять обязанности псаломщика в храме в селе Деденево Наро-Фоминского района, а затем был псаломщиком в Преображенском храме в селе Крюково Наро-Фоминского района. При наступлении массовых гонений на Русскую Православную Церковь сотрудники НКВД вызвали дежурных свидетелей: двух председателей — колхоза и сельсовета, которые подписали протоколы со лжесвидетельствами. Вскоре после этого, 26 января 1938 года, Дмитрий Васильевич был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве и на следующий день допрошен. Выяснив, сколько лет Дмитрий Васильевич служил псаломщиком, следователь заявил: — Следствие располагает данными о вашей контрреволюционной деятельности. Дайте показания о вашей антисоветской контрреволюционной деятельности.
Мученик Василий родился в 1869 году в городе Москве в семье кузнеца Сергея Иванова. Окончив школу, Василий стал по примеру отца кузнецом. Его кузнечная мастерская была по тем временам достаточно значительной, в ней постоянно работало около десяти человек. Кроме того, у Василия Сергеевича был собственный дом в двадцать четыре квартиры, которые он сдавал, что приносило ему вместе с кузницей достаточный доход. Кузницей он владел до 1930 года, когда стал работать кузнецом в артели. Но не материальные средства были важны для него – заработанные ли тогда, когда он был домовладельцем и владельцем кузницы, или когда он сам стал наемным рабочим-кузнецом, – а спасение души. Несмотря на жестокие гонения, которые развернула против Церкви безбожная власть, Василий Сергеевич не побоялся стать старостой храма.
Мученик Иоанн родился в 1884 году в селе Купелицы Верейского уезда Московской губернии в благочестивой семье крестьянина Семена Шувалова, почти все родственники которого участвовали в церковных богослужениях в качестве псаломщиков или певчих. Иван Семенович окончил церковноприходскую школу и занимался крестьянским хозяйством, а с 1910 года, кроме того, нес в Покровском храме села Купелицы послушание псаломщика.
В 1918 году в Верейском уезде произошло восстание крестьян, протестовавших против жестокостей новой власти. После этого прошли аресты. Среди других был задержан и Иван Семенович; но вскоре выяснилось, что в восстании он не участвовал, и его освободили.
7 января 1930 года он снова был арестован и заключен в тюрьму в городе Верее по обвинению в том, что не донес на диакона, которого власти обвинили в контрреволюционной деятельности. С диаконом Николаем Богаевым у Ивана Семеновича издавна были плохие отношения. Отсутствие между ними любви породило страх и малодушие и привело к тому, что псаломщик признал себя виновным и дал следующие показания: «Я хорошо знал о том, что диакон Богаев в 1928 году летом во время жатвы вел агитацию и пропаганду среди крестьян, которая явно была направлена против советской власти...
Преподобномученица Анна родилась 25 марта 1882 года в деревне Гнездилово Фатежского уезда Курской губернии в семье крестьянина Афанасия Ефремова. В 1903 году она поступила в Скорбященский монастырь в Москве. Монастырь был учрежден княжной Голицыной в 1890 году и находился на Долгоруковской улице неподалеку от Бутырской Заставы. В нем послушница Анна подвизалась до разорения обители в 1928 году, после чего поселилась в квартире на Бутырской улице вблизи монастырских стен. Здесь она жила вместе с другими сестрами закрытой обители, которые во всем продолжали сохранять монастырский устав; зарабатывали они себе на жизнь рукоделием и поддерживали молитвенное и личное общение с такими же монашескими общинами, расселившимися по городу и в деревнях. Как бывшая послушницей в монастыре, она, в соответствии с распоряжениями власти, подлежала уничтожению — и 17 января 1938 года была арестована и заключена сначала в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму в Москве. — Следствие располагает данными, что вы оказывали помощь монахиням, высланным за контрреволюционную деятельность. Вы это подтверждаете? — спросил ее следователь. — Я действительно оказывала помощь монахиням
Преподобномученица Мария родилась в 1886 году в селе Лихачево Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Георгия Виноградова; отец умер, когда девочке было два года, и её воспитывала мать, Екатерина. Окончив церковноприходскую школу, Мария помогала матери по хозяйству, но, имея непреодолимое влечение к монашеской жизни, она, когда ей исполнилось восемнадцать лет, поступила послушницей в Скорбященский монастырь в Москве. Здесь Мария подвизалась на разных послушаниях до закрытия обители в начале 1920-х годов во время гонений от безбожной власти. После закрытия монастыря она осталась жить в монастырском корпусе, зарабатывая на жизнь огородничеством. Впоследствии сестры монастыря организовали артель по пошиву одеял, однако власти потребовали в 1929 году ликвидации артели, и Мария нанялась домработницей.
В 1933 году власти потребовали от нее, как от бывшей монастырской послушницы, покинуть Москву, и она уехала в Волоколамск и стала подрабатывать поденной работой на огородах крестьян. В 1935 году настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Возмище Волоколамского района пригласил её работать в храм уборщицей; здесь тогда подвизались несколько монахинь из закрытых монастырей. Собираясь поочередно в доме у одной из них, они совершали уставные монастырские службы. Одним словом, несмотря на гонения, они оставались верными Христу, данным ими в монастыре обетам, а также и тому уставу монастырскому, и образу жизни, к которым привыкли за многие годы и которые не хотели менять ни на что земное.
Преподобномученица Екатерина родилась в 1875 году в селе Панское Тушнинской волости Симбирской губернии в семье крестьянина Дмитрия Декалина. Живя в доме родителей, Екатерина научилась читать и писать. В 1890 году она поступила в Симбирский Спасский монастырь и в 1913 году была определена в число послушниц. После закрытия монастыря при приходе к власти большевиков и начала гонений на Церковь послушница Екатерина некоторое время работала на светской работе, а затем вместе с другой насельницей обители поселилась в частной квартире, где они стали проводить молитвенную жизнь, как у них было заведено раньше в монастыре.
18 декабря 1937 года послушница Екатерина была арестована и заключена в тюрьму в городе Ульяновске. На допросе следователь спросил ее, каким образом и в чем выражалось ею недовольство советской властью, на что послушница ответила, что она везде говорила, что существующим порядком вещей недовольна, потому что советская власть устраивает гонения на верующих, закрывает монастыри и церкви, священников арестовывают ни за что, за одно то, что они верующим говорят правду; конечно, эта власть не от Бога, а от антихриста... а она убеждена в существовании Бога и будет говорить об этом до самой смерти.
Будущая преподобномученица схимонахиня Рафаила родилась в 1887 году в деревне Вилятово Новогрудского уезда, находившегося тогда на территории Польши, а позже – в Минской губернии, в семье бедного крестьянина Архипа Вишнякова. Девочку назвали Мариной. В 1906 году, когда ей исполнилось 19 лет, она поступила послушницей в Красностокский Рождество-Богородичный монастырь*, находившийся в 30 верстах от города Гродно, известный подвижнической жизнью насельниц. Но более всего монастырь был известен чудотворной Красностокской иконой Божией Матери, почитавшейся не только православными, но и католиками. В этом монастыре Марина прожила 16 лет и приняла монашеский постриг.
Преподобномученик Феодосий родился 7 февраля 1874 года в селе Новое Ивановское Тульской губернии в семье крестьянина Петра Бобкова и в крещении был наречен Феодором. Первоначальное образование Федор получил в Московской городской школе, а затем в школе при Чудовом монастыре, куда он был определен послушником 21 мая 1902 года и где исполнял послушание регента; в Чудовом монастыре он был пострижен в мантию с именем Феодосий. 14 декабря 1907 года монах Феодосий был рукоположен во иеродиакона, а 14 января 1911 года — во иеромонаха. В июле 1915 года он был командирован в действующую армию и назначен священником 211-го полевого запасного госпиталя; в марте 1916 года он был переведен в 161-й пехотный Александропольский полк. Служение полкового священника во время боевых действий требовало зачастую большого мужества; 10 апреля отец Феодосий при обходе позиций 161-го пехотного полка с крестом и святой водой попал под огонь противника. В мае 1916 года он был назначен служить при походной церкви 2-го лазарета 41-й дивизии, где ему также пришлось совершать богослужение в условиях боевых действий: 9 мая 1916 года он попал под артиллерийский огонь во время обстрела противником деревни Рыдорубы. За героизм во время боевых действий отец Феодосий был отмечен многими наградами. 25 июля 1917 года он вернулся в Чудов монастырь. После прихода к власти безбожников Чудов монастырь был закрыт одним из первых, и иеромонах Феодосий был направлен служить в храм в селе Одинцово Каширского уезда Московской губернии