Осипов Сергей Александрович - командир 4-го дивизиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Балтийского флота, капитан-лейтенант. читать
Котляревский Петр Степанович, генерал прозванный за победы на Кавказе и стремительность "генерал-метеор" и "кавказский Суворов" читатьОтрощенко Анастасия многодетная мама (детям – 13, 11, 7 и 1,5 года), учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе. читатьРусанов Владимир Александрович русский арктический исследователь, исследовал Новую Землю, Шпицберген читатьГрязнов Викентий Григорьевич, бортмеханник ТУ-104, ценой своей жизни спас жизнь пассажирам самолета ТУ-104 (при попытке угона самолета) читатьКрузенштерн Иван Фёдорович, совершил первую российскую кругосветную экспедицию читатьФомин Алексей Юрьевич, Принимал участие в ликвидации бандитов, вторгшихся в Республику Дагестан. Герой России. читатьФедотов, Павел Андреевич русский живописец и график. Известен по картинам "Сватовство майора" "вдовушка" читатьЕлеазар Анзерский преподобный Русской церкви, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита Соловецкого монастыря. читатьМухин Ефрем Осипович профессор Московской медико-хирургической академии Заложил основы отечественной травматологии читатьЗавитухин Андрей Анатольевич, подбитый "Ми-24" направил на зенитную установку врага, повторив подвиг Гастелло читатьПтушкин Дмитрий солдат срочник один из тысяч спасавших город Комсомольск- на - Амуре от наводнения. 15 часов удерживавших брезентовую дамбу читатьСеменов Николай Николаевич, нобелевский лауреат по химии (1956 г) читатьЧеренков Павел Алексеевич, Нобелевский лауреат по физике (1958 г) читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьСедов Георгий Яковлевич российский гидрограф, полярный исследователь, организатор первой российской экспедиции к северному полюсу читатьШмидт, Отто Юльевич учёный, математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира (1928), исследователь Севера. Профессор, Академик читатьАлексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читать
Николай Борисович Соболев — будущий архиепископ Серафим — родился в городе Рязани 1 декабря (по старому стилю) 1881 года в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны. В семье Соболевых было 12 детей, семь из которых умерли в детском и юношеском возрасте. Николай Соболев был десятым ребенком в семье.
Большим испытанием для семьи Соболевых стала внезапная болезнь Бориса Матвеевича. Когда Николаю было шесть лет, его отец перенес инсульт и 14 лет, вплоть до самой смерти, был прикован к постели. Обстановка в семье была проникнута духом молитвы и глубокого осознания Промысла Божия в жизни человека.
Большое влияние на будущего иерарха оказала его мать, хотевшая, чтобы ее сын был священником. К своей матери архипастырь был искренне привязан и впоследствии всегда старался устроить Марию Николаевну недалеко от места своего служения.
Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской области.
В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духовную семинарию. Как лучший ученик он был направлен архиепископом Екатеринославским Платоном в Петербург, в Александро-Невскую академию. Окончив академию в 1814 году со степенью магистра, он был определен адъюнкт-профессором греческого языка.
С 11 марта 1817 года Михаила Леонтовича назначили секретарем учрежденного при академии Строительного комитета.
30 июля 1817 года его перевели в Киевскую духовную семинарию на должность инспектора, где он был профессором церковной истории и греческого языка. Когда 28 сентября 1819 года была открыта Киевская духовная академия, Михаил Леонтович стал ее первым инспектором.
Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его Феодор и Мария были бояре Черниговского княжества. Отец св. Алексия митрополита, боярин Феодор Бяконт, перешел в Москву оттого, что край Черниговский, опустошенный Батыем, не переставал терпеть нападения от хищных набегов. Под защитой же крепкого и благочестивого князя Даниила Александровича нашел он мирную и покойную жизнь. Святой Алексий родился в Москве, в 1300 году при московском князе Данииле Александровиче (Князь Даниил Александрович, младший сын св. Александра Невского, основатель самостоятельного Московского княжества и родоначальник князей московских (1261-1303 гг.) — Впоследствии он причислен Церковью Русской к лику святых, и мощи его, обретенные нетленными в 1652 г., доныне открыто почивают в храме созданного им на берегу Москвы-реки Данилова монастыря), сын и наследник которого князь Иоанн Даниилович (впоследствии великий князь московский Иоанн Даниилович Калита), бывший тогда еще отроком, был восприемником Алексия в святом крещении, причем младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было двенадцать лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей».
Старец Кассиан (в миру Косьма) родом был из города Переславля. В молодости он служил при царском дворе, Был человеком сильным, мужественным и пользовался особым доверием великого князя Ивана Васильевича. Но познав пустоту и суетность мирской жизни, ушел в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию. Преподобный Пафнутий постриг Косьму в иноческий образ с именем Кассиан и полюбил за смирение, послушание и великие труды.
В Боровском монастыре Кассиан сблизился с преподобным Иосифом, будущим Волоцким игуменом, который вел строгую постническую жизнь, в молитвах и послушании у старца Пафнутия.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском, на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.
В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича. Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.
Святой благоверный князь Всеволод, в Крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха, родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088 - 1093 и 1095 - 1117 годах княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий (+ 15 апреля 1132). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на Новгородском княжении.
Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским (память 8 апреля), он воздвиг множество храмов, среди которых - собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в честь Ангела его сына-первенца Иоанна, умершего в младенчестве (+ 1128);. В Уставе князь даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквам. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. Князь Всеволод был доблестным воином,. победоносно ходил на ямь (в 1123) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.
Священномученик Валериан Новицкий родился в 1897 году, в семье сельского священника. Он рос в обычной обстановке, присущей семье духовного звания: посещал Церковь, прислуживал в ней отцу, помогал певчим на хорах. По окончании приходской школы Валериан Новицкий поступает в Минское духовное училище. Окончив обучение, юный Валериан поступает в Минскую духовную семинарию. Однако перипетии времени не позволяют ему получить высшее духовное образование: в 1918 большевистская власть закрывает духовную школу. В связи с этим Валериан Новицкий принимает решение поступать на юридический факультет Белорусского государственного университета.
Священномученик Петр родился в 1877 году в городе Глуске Минской губернии в семье крестьянина Феофила Грудинского. Петр Феофилович получил образование в городском училище, затем работал в волостном правлении и в страховом ведомстве. В 1905 году Петр Грудинский на губернском собрании был избран депутатом от крестьян во 2-ю Государственную Думу.
В 1921 году, в то время, когда уже начались гонения на Православную Церковь, Петр Феофилович был рукоположен во священника ко храму святителя Николая Чудотворца в селе Тимковичи (сейчас Копыльский район Минской области). Здесь он прослужил до своего ареста, снискав уважение и любовь прихожан.
Преподобный Лонгин Коряжемский был основателем Николаевского Коряжемского монастыря. До этого он подвизался в монастыре преподобного Павла Обнорского, куда пришел еще молодым человеком. Там он «прошел длительный ряд послушаний, дожил до старческих седин и приобрел немалую опытность в иноческой жизни, так что стал всем известен, как старец испытанный и достойный искреннего почитания».
В соседнем Корнилиево-Комельском монастыре у преподобного Лонгина был «друг и собеседник» монах Симон, уроженец Сольвычегодска. Многолюдство общежительных монастырей, в которых подвизались иноки Лонгин и Симон, а также то уважение со стороны братии, которым они пользовались, тяготило их. Они стремились вести отшельническую жизнь. В 1535 или 1537 году преподобные Лонгин и Симон покинули свои обители и отправились на поиски уединенного места, где можно было бы вдали от людей всецело посвятить свою жизнь служению Богу.
Жил этот Божий угодник в княжение Святополка, который весьма притеснял киевлян. Господь попустил тогда половцам напасть на русскую землю. На Руси настал голод и оскудение. В это время (XI в.) к игумену Печерскому Иоанну пришел из Смоленска мирянин, возжелавший принять иночество. Желание его был исполнено, и он был наречен Прохором. Впоследствии его назвали «лебедником», так как он всегда вместо хлеба питался лебедой. Не пил он ничего, кроме воды, не вкушал даже овощей. Но Господь претворял для него горечь хлеба, приготовленного из лебеды, в приятное услаждение, и святой угодник Божий проводил свою жизнь не в печали, а в великой радости, непрестанно славословя Господа.
Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.
21 января 1868 г. сочетался браком с М. Г. Соловьёвой, 2 февраля епископом Чигиринским Порфирием (Успенским) рукоположен во диакона, 4 февраля — во священника, назначен законоучителем в гимназию мест. Белая Церковь.
С 1869 г. настоятель Печерской Воскресенской церкви в Киеве, законоучитель Киево-Подольской прогимназии, Киевско-Владимирской военной гимназии и Киевского епархиального женского училища.
В 1870 г. составил «Путеводитель по святыням Киево-Печерской лавры для богомольцев».
С 1872 г. настоятель и законоучитель Киевского институтата благородных девиц.
Иоанн Фрязинов из священнического рода, появился на свет в апреле 1882 года в Бронницком уезде Московской губернии. Уже после окончания первого курса семинарии его приняли на должность учителя в школе. Дьяконом он стал в 1913 году, тогда же был назначен на службу в Успенский храм, где служил вплоть до 1919 года. Затем его перенаправили служить в Георгиевский храм того же уезда. В этом храме он стал служить уже в качестве иерея, начиная с 1924 года. Местные верующие люди тянулись к нему всей душой, видя искренность и добродушие своего пастыря. Малоимущим он никогда не отказывал в Таинстве Крещения, не взимая никакой платы. Под конец 1930-х годов Георгиевский храм был закрыт, как и многие другие в то время. Однако отец Иоанн исправно продолжал заботиться о своей пастве,
Священномученик Василий (Василий Васильевич Измайлов) родился 4 июня 1885 года в городе Вышнем Волочке Тверской губернии. В 1905 году Василий окончил Минскую Духовную семинарию, в 1910-м - Санкт-Петербургскую Духовную академию и был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии. 7 декабря 1913 года епископ Минский Митрофан (Краснопольский) просил Учебный комитет перевести Василия Измайлова в Минскую Духовную семинарию, находя, что это будет полезным для учебного дела семинарии, и дал ему отличную характеристику [1] . 15 января 1915 года Василий Васильевич был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минскую Духовную семинарию [2]. Неизвестно, когда он был рукоположен во священника, но, когда начались гонения от безбожных властей, он уже служил священником в Покровской церкви в селе Слобода-Озерицкая Минского района. Возведен в сан протоиерея.
Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.
В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине XVII века переселились с Волыни в Черниговскую губернию. Святитель родился около 1680 года, обучался в Киевской духовной академии. Монашеский постриг принял в 1710 году и был назначен преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором Богословия. В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота. В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры. 14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе "духовной особе, великому господину", как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам. Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири. Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.
Александр Абиссов получил образование в Угличском Духовном училище и Ярославской Духовной семинарии, которую окончил в 1896 году. После этого он стал работать учителем в сельских школах.
В 1908 году Александр Афанасьевич женился на дочери священника, учительнице церковно-приходской школы Угличского уезда Надежде Алексеевне. И в том же году был рукоположен архиепископом Ярославским Тихоном (Беллавиным) во иерея.
Незаметный сельский священник (каких в Российской империи было более 112 тысяч, из них около 50 тысяч в священническом сане), отец Александр Абиссов прослужил в церкви Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в селе Ивановское Малое Мышкинского уезда Ярославской губернии около 0 лет, одновременно находясь на должности учителя и законоучителя свыше 20 лет. Священнослужения он не оставлял до своего ареста в 1937 году, когда, в результате гонений на Церковь, численность православного духовенства на территории СССР составляла уже только 24 тысячи человек.
Священномученик Петр родился 15 октября 1881 года в селе Осеченки Бронницкого уезда Московской губернии в семье псаломщика Покровской церкви Ивана Гавриловича Маркова, он умер в 1886 году, когда Петру исполнилось пять лет. В 1897 году Петр окончил Донское духовное училище, в 1904-м – Московскую Духовную семинарию, в 1905 году был рукоположен во священника к Преображенскому храму в селе Коренево Московского уезда[*], в котором его застали гонения от безбожных властей.
Имея намерение закрыть храм, власти предложили отцу Петру заплатить некий налог, а поскольку он заплатить не смог, то его приговорили к двум тысячам рублям штрафа и к трем неделям исправительно-трудовых работ. Это, однако, не поколебало твердости священника продолжать служить, и тогда в 1932 году власти закрыли и разорили храм. Отец Петр перешел служить в расположенный неподалеку храм во имя святых апостолов Петра и Павла в поселке Малаховка. Возведен в сан протоиерея.
Священник Сергей Иванович Любомудров родился 4 июля 1878 года в селе Мышцы Касимовского уезда Рязанской губернии в семье священника.
В 1899 году по окончил третий класс Рязанской Духовной семинарии и поступил псаломщиком в собор в городе Пронске.
1 октября 1906 года был рукоположен в сан диакона к храму в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Сушково Зарайского уезда. В 1916 году его рукоположили во священника к этому же храму.
Здесь отец Сергий прослужил до ареста. Последний раз он служил в храме 3 февраля 1938 года, а 6 февраля 1938 года был арестован Луховицким районным отделением НКВД по обвинениям в контрреволюционной и антисоветской деятельности и заключен в тюрьму в городе Коломне. Допросы священника включали в том числе и разъяснения обстоятельств похорон умершего в апреле 1937 года архиерея Феодосия Ганицкого.
Священномученик Андрей родился 10 августа 1874 года в селе Рождествено-Прозорово Мологского уезда Ярославской губернии в семье священнослужителя Николая Добрынина. По окончании Ярославской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и впоследствии служил в храме в селе Пречистое-Наумово Даниловского района Ярославской области. Возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Даниловского округа.
В ноябре 1937 года священники Даниловского округа были арестованы; во время следствия некоторые из них подписали протоколы, в которых говорилось, что протоиерей Андрей Добрынин был вдохновителем и возглавителем контрреволюционной повстанческой группы.