Королев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читать
Бабицкий Андрей Витальевич, зав.отделением детской паталогии, при отключении света 20 минут вручную качал воздух в аппараты детям читатьВойно-Ясенецкий Валентин Федорович, хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ, а с апреля 1946 архиеп. Симферопольский читатьБорисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читатьЛосев Олег Владимирович, забытый и непризнанный первооткрыватель в области полупроводниковых технологий читатьЛебедев Иван Николаевич, командир крейсера "Дмитрий Донской" принявшего бой с превосходящими силами японского флота (1905 г) читатьСуриков, Василий Иванович русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьПавел Обнорский ученик Сергия Радонежского, основатель Павло-Обнорского монастыря. Почитается Русской церковью в лике преподобных, читатьПреподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни читатьЛазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читатьИсидор Юрьевский - священномученик, убитый в 1472 году ливонцами за отказ принять католичество, с ним были убиты 72 человека прихожан читатьАнуфриева Юлия Евгеньевна, санитарка психоневрологического интерната погибла на пожаре, но смогла спасти 23 пациента. читатьМихневич Николай Петрович русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических трудов читатьМаксим Тотемский блаженный юродствовавший 45 лет, был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы. читатьЕрмак Тимофеевич, казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства читатьСкурлатов, Алексей Иванович разведчик и связист, кавалер двух орденов Красной Звезды прообраз «Алёши», памятника в г. Пловдив читать
Преподобный Евфросин Псковский, в миру Елеазар, родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова, из этого же села был родом и преподобный Никандр Псковский (память 24 сентября). Родители хотели, чтобы Елеазар вступил в брак, но он тайно ушел в Снетногорский монастырь (на Снятной горе, теперь - в самом Пскове) и принял там постриг.
Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве преподобный Евфросин, с благословения настоятеля, поселился в одинокой келлии на реке Толве, недалеко от Пскова. Но забота о спасении ближних заставила преподобного нарушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждался в опытном старце-наставнике. Приходивших к нему преподобный Евфросин благословлял жить по скитскому уставу, составленному им самим.
Преподобный Пахомий, чудотворец Нерехтский, жил в XIV веке, в одно время с преподобным Сергием Радонежским, и считается его учеником1.
В начале XIV века в городе Владимире на реке Клязьме у священника церкви в честь святителя Николая Чудотворца, отца Игнатия, и его жены Анны, отличавшихся благочестивой жизнью, родился сын. При крещении ему было дано имя Иаков. До двенадцатилетнего возраста воспитанием мальчика занимался сам благочестивый отец; с семи лет он учил отрока грамоте, и еще с младенчества старался приучить своего сына к страху Божию, послушанию, развить в нем добрый нрав и другие христианские добродетели. Учение принесло свои плоды: Иаков, научившись грамоте, особенно усердно занялся изучением Священного Писания и других душеспасительных книг. Он полюбил это занятие до того, что, несмотря на свой отроческий возраст, никогда не вступал даже в самые невинные игры со сверстниками. Еще совсем юный, тихостью своего характера и серьезностью он походил на взрослого, почтенного человека.
Преподобный Исаия чудотворец Печерский подвизался в неутомимых трудах в Печерской обители. Основным подвигом его жизни были безмолвие и неутомимый труд, за что он именуется Трудолюбивым. Подвигом труда и безмолвия он угодил Господу. Скончался святой подвижник в 1115 году. Мощи его почивают в Ближних (Антониевых) пещерах.
В «Печерском патерике» так описано житие преподобного отца нашего Исаии чудотворца:
«Он из Печерского монастыря сперва взят был на игуменство монастыря святого великомученика Димитрия, потом на епископство Ростовское. Здесь, приводя народ к вере, сотворил он много чудес и перенесен был ангелами на освящение церкви Печерской.
Родился 19 октября 1582 г. и был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.
Святитель Исаия родился недалеко от Киева в семье благочестивых родителей и был воспитан в православной вере. В юные годы он оставил суетность мира и пришел в Киево-Печерский монастырь, где был пострижен преподобным Феодосием в монашество. Испытывая горячую любовь к Спасителю, молодой инок жил в строгих и суровых подвигах поста и молитвы. При этом он был кроток, смиренен, послушлив, нестяжателен, братолюбив, воздержанием и терпением умерщвлял плотские страсти. И благодаря добродетелям мудрости, духовного мужества и целомудрия, помня слова древнего старца: «Крепость в человеке зависит не от природы человека, которая подвержена переменам, но от решительного намерения, укрепленного помощью Божией», он постоянно духом возносился к горнему Иерусалиму.
Священномученик Петр родился 25 июня 1879 года в селе Дмитриевский Погост Рязанской губернии, в семье псаломщика Алексея Михайловича и его жены Александры Алексеевны Рождествиных. В 1899 году Петр окончил Рязанскую духовную семинарию и был определен преподавателем в церковно-приходскую школу. Намереваясь послужить Богу и Церкви в священном сане, он искал супругу, которая готова была бы нести с ним этот нелегкий крест. И вскоре юноша женился на девице Людмиле, своей односельчанке, дочери протоиерея Дмитрия Семеновича Лебедева, окончившей епархиальное училище и преподававшей в той же, что и он, школе.
Есть сущие во плоти богоугодные, блаженные и приснопамятные мужи, равные ангелам по житию; в посте и подвиге духовно просиявшие, и великую победу на враги показавшие; красоту и суету мира сего отклонившие, ради будущей жизни с Богом и святыми его ангелами, ради жизни которая уготована от сложения мира любящим Его. Память их достойна к слышанию и написанию, в этом немалая мзда и польза слушателем, и самому пишущему.
Блаженный и праведный Исидор, всесветлый светильник, в детстве еще, будучи в неверии, вел добродетельную жизнь. Уверовав, имел странствие по городам ради Христа и многое терпение. За это, стяжал на земле и на море чудотворение, даже до самого преставления на том месте, где и доныне, святое и многострадальное тело его пребывает; наипаче же и по преставлении его чудеса неоскудно истекают от святого гроба его даже и доныне тем, кто приходя с верою имеет благую надежду и любовь ко Христу Богу нашему и ко блаженному молебнику Его.
Будущий владыка родился в семье протоиерея, священника церкви Покрова Богородицы в с. Гузи близ Новгорода.
Окончил Новгородскую духовную семинарию (1892) и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1895 г. пострижен в монашество с именем Сергий (в честь Радонежского подвижника) и рукоположен во иеромонаха. После окончания духовной академии (1896 г.) возглавлял высшие духовные учебные заведения: был ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии (1899, в сане архимандрита) и Санкт-Петербургской духовной академии (1905, со степенью магистра богословия).
6 ноября 1905 г. Сергий был избран епископом Ямбургским, викарием Санкт-Петербургской епархии. К тому времени владыка Сергий уже был известен как талантливый проповедник и богослов, духовный писатель и церковный историк.
Весной 1922 года началось новое гонение на Православную Церковь, которое по замыслу безбожных властей ради устрашения духовенства и паствы должно было окончиться казнями. Поводом должно было послужить изъятие церковных ценностей, а те, кто менее всего имел отношение к сопротивлению изъятию, должны быть расстреляны, ибо ничто не действует так устрашающе, как казнь невиновных, каковым и был обвиняемый преподобномученик Макарий (Телегин), память которого празднуется 13/26 мая.
Преподобномученик Макарий родился в 1876 году в семье крестьянина Николая Телегина в селе Летниковском Бузулукского уезда Самарской губернии. В раннем детстве мальчику было чудесное явление, после которого он принял решение уйти в монастырь. Все мирское его перестало интересовать, и, еще будучи подростком, он нашел пещеру и удалялся в нее для молитвы. Придя в возраст, он окончил церковноприходскую школу, а затем на семнадцатом году жизни отправился в паломничество в Киев. Здесь, у святынь Киево-Печерской Лавры, созрело окончательное решение уйти в монастырь.
Священномученик Христофор родился 21 февраля 1869 года в селе Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии* в семье священника Алексея Надеждина1. Первоначальное образование Христофор получил в Зарайском духовном училище; в 1889 году он окончил Рязанскую Духовную семинарию и был определен учителем пения и чистописания в Донское духовное училище. 20 ноября 1891 года он был назначен на должность надзирателя училища. В 1892 году Христофор Aлeкceeвич поступил в Московскую Духовную академию; ему была предоставлена стипендия Высокопреосвященного Макария, архиепископа Донского и Новочеркасского. Усиленное занятие учебными предметами, а также желание глубокого их изучения и одновременно изучение материалов для кандидатской диссертации, начатое им почти сразу же после поступления в академию, привели к резкому расстройству здоровья, и врач академии настоял на том, чтобы его отправили на лето 1895 года в Самарскую губернию для лечения кумысом.
Священномученик Александр родился 20 июля 1879 года в городе Москве в семье священника Николая Павловича Заозерского, служившего в Петропавловской церкви в Мариинской больнице. Первоначальное образование Александр получил в Заиконоспасском духовном училище; в 1899 году он окончил Московскую Духовную семинарию, в 1903-м – Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был определен митрополитом Владимиром (Богоявленским) на должность псаломщика к Троицкой церкви на Арбате. В 1908 году Александр Николаевич был рукоположен во священника к Девятинской церкви на Пресне, а через год переведен в Александро-Невский храм при Мещанских училищах и богадельне. В 1919 году безбожные власти закрыли храм как домовый, и отец Александр был назначен в церковь великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду, где и прослужил до своей мученической кончины.
Родился 24 июля 1868 года в с. Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии в семье диакона.
В 1882 году окончил Переславское духовное училище, в 1888 году — Вифанскую духовную семинарию.
В 1888 году назначен учителем Закубежской церковно-приходской школы Александровского уезда Владимирской губернии.
16 декабря 1890 года рукоположен в сан священника.
С 1891 по 1906 гг. — священник Рождественского храма с. Пустое Переславского уезда Владимирской губернии, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы.
Родился в 1605 г. в городе Овруче, на Волыне, в знатной семье Токаревских, известных ревнителей Православия. В 1614–1620 гг. святой обучался при Успенском Овручском монастыре и по смерти родителей стал иноком этого монастыря, начав свое служение с меньшего монастырского чина –послушника. В 1625 г. инок Макарий с благословения архимандрита переходит в Купятичский Пинский монастырь. В 1630 г. святой был посвящен в сан иеродиакона, а в 1632 г. – в сан иеромонаха. В 1637 г. настоятель Купятичского монастыря послал его к Киевскому митрополиту Петру Могиле, который заметил в иеромонахе Макарии преданного сына Церкви Божией, и в 1638 г. назначил его настоятелем Каменецкого Воскресенского монастыря (Гродненская область). С 1642 г. преподобный Макарий руководил братией Купятичского монастыря, с 1656–1659 гг. возглавлял Пинский монастырь, а с 1660 г. руководил братией родного Успенского Овручского монастыря.
Сведения о жизни Гликерии крайне скудны. Известно, что она была дочерью старосты новгородской Людогощей Пантелеимона.
Начало её почитания связано с обретением 14 июня 1572 года на церковном кладбище при храме святых Флора и Лавра на Людогощей улице практически нетленного тела молодой девушки: «обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цило, а не все».
Обретение мощей совпало с присутствием в городе царя Ивана Грозного и нашло своё отражение в Новгородской второй (Архивской) летописи. Мощи открыл новгородский архиепископ Леонид, имя и происхождение девушки определили, вероятно, по надписи на её надгробии. Пожилая местная жительница сообщила архиепископу о времени смерти Гликерии: «сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят...». Значит, умерла святая Гликерия в 1522 году.
Святая мученица Евдокия Петровна Мартишкина родилась в крестьянской семье. Муж Евдокии Петровны был расстрелян в 1918 году как участник крестьянского восстания в Касимовском уезде.
6 ноября 1937 года Евдокия Мартишкина была арестована как «активная церковница» вместе с большой группой священнослужителей и мирян Бельковского (ныне Касимовского) района Рязанской области по делу «контрреволюционной повстанческой организации церковников». Обвинялась Евдокия Петровна в том, что «вела среди населения пораженческую агитацию, высказывала пораженческие настроения». Содержалась она сначала в тюрьме города Касимова, позднее переведена в Рязань. На допросе святая Евдокия отвергла все предъявленные ей обвинения. Была приговорена к 10 годам концлагеря. 25 мая 1938 года Евдокия Петровна скончалась в заключении в Ташкенте.
Петр Алексеевич Попов родился в январе 1895 года в селе Никольское-на-Корзле Даниловского уезда Ярославской губернии. Его отец Алексий Михайлович в то время служил диаконом в церкви этого села. В 1898 году отец Алексий был рукоположен в сан иерея и переведен в Казанскую церковь села Помогалова Романово-Борисоглебского уезда. Там прошли детство и юность будущего пастыря Петра Попова. Отец Алексий и матушка Мария Алексеевна особенно заботились о воспитании и духовном образовании трех своих сыновей, и все они избрали путь служения Богу.
В 1918 году Петр закончил Ярославскую духовную семинарию и три года работал школьным учителем в селе Савинском.
Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.
С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».
Преподобный Дионисий Радонежский родился около 1570 г. в Тверском крае, в городе Ржеве. При крещении его нарекли Давыдом. Неподалеку от города Кашина было село (в настоящее время деревня) Зобнино. Возможно, родители Давыда — Феодор и Иулиания — были родом из этого села, от названия которого и получили свою фамилию —Зобниновские. Когда Давыд был еще ребенком, семья перебралась в городок Старицу, здесь его отец стал старейшиной ямской слободы.
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая (память 6 декабря и 9 мая). Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.
Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В сказании он со смирением пишет о себе: «Я же тогда... хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу...
АРХИЕПИСКОП АЛЕКСАНДР (Александр Федорович Петровский) родился в 1851 году в городе Луцке Волынской губернии (бывшая Польша), а потом жил в Харькове. Он получил прекрасное светское образование и окончил юридический факультет. Однажды ночью, после смерти матери, она явилась к нему и сказала: оставь все и поступай в монастырь. Это видение так повлияло на молодого человека, что он вскоре действительно принял монашеский постриг…
Господь привел его в Козельщанскую женскую обитель Полтавской епархии, многолюдную и богатую. Когда советская власть закрыла все храмы в округе, здесь нашли пристанище двенадцать священников. Но вскоре Козельщинский монастырь также был закрыт. Около пятидесяти сестер переместились к реке Псел, где обосновали скит "Обиток", духовником которого вплоть до закрытия в 1932 году этой, уже последней в округе святыни был отец Александр.