Герман, Алексей Юрьевич кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер Обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки читать
Бутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читатьГригорий затворник печерский пищей преподобного Григория всю жизнь служила невареная трава. Он давал эту траву приходившим и она исцеляла читатьШильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читатьЛаптев Харитон Прокофьевич русский полярный исследователь 1739—1743 на шлюпке вышел из устья Лены исследовать берег Сев Ледовитого океана читатьФедоров Святослав Николаевич, впервые в мире внедрил целый ряд новейших методов микрохирургии глаза читатьВасилий Дмитриевич Поленов - выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. читатьКапица Петр Леонидович, нобелевский лауреат по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия читатьСахаров Андрей Дмитриевич, физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. читатьВещий Олег князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. читатьПетляков Владимир Михайлович советский авиаконструктор, создатель самого массового советского фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 читатьЛосев Олег Владимирович, забытый и непризнанный первооткрыватель в области полупроводниковых технологий читатьМихневич Николай Петрович русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических трудов читатьМихаил Клопский - монах, святой, юродивый. обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего читатьКапланов Лев Георгиевич зоолог, занимавшийся исследованиями и охраной тигров на Дальнем Востоке. Убит браконьерами читатьБорисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читатьКотельников Глеб Евгеньевич, создает в 1911 году первый в мире ранцевый парашют читатьКарелин Александр Александрович, трехкратный олимпийский чемпион читать
Курский край не был забытым Богом уголком. Напротив, здесь, в Посеймье, христианство получило значительное развитие. Подтверждением тому выдающееся явление в истории Русского Православия в лице преподобного Феодосия Печерского.
Не все моменты и факты жизни преподобного известны нам сегодня. Расскажем кратко о его жизни то, что знаем.
Родился он в городе Васильеве, отстоящем от Киева на 50 верст, в христианской семье. Когда родили они блаженного дитятю сего, то на восьмой день принесли его к святителю Божию (к освящению Божию -ред.), по христианскому обычаю, дабы наречь имя ребенку. Священник же взглянул на ребенка, сердечным взором прозрев о нем, что с младых лет хочет Богу посвятить себя, и назвал его Феодосием".* В переводе с греческого Феодосий - "дар Божий".
Через сорок дней после рождения он был крещен.
Прп. Афанасий Сяндемский полагал начало иноческого жития на Валааме под руководством прп. Александра Свирского (память его 30 авг.) и последовал за ним на берега реки Свири. Здесь он был свидетелем явления прп. Александру Пресвятой Богородицы. По кончине своего наставника прп. Афанасий удалился в непроходимые Карельские леса и поселился вблизи города Олонца на перешейке, соединяющем Сяндемское и Рощанское озера. Место это поражает своей красотой. За ним последовали некоторые из учеников прп. Александра, поставили часовню и вокруг нее восемь келий. Так было положено начало Сяндемскому Успенскому монастырю, существовавшему до наших дней.
Одно время неприятности от жителей города Олонца заставили преподобного на краткое время покинуть возникающую обитель. Он был рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем Александро-Свирского монастыря, но в том же году вернулся в свою обитель. Ей была дарована пахотная земля, и по уставу преподобного Афанасия братия должны были питаться трудами рук своих, в чем настоятель сам подавал пример.
Святой Владимир разделил Русь между своими 12 сыновьями при жизни. Любимыми сыновьями его были Борис и Глеб, во св. крещении Роман и Давид. Они были рождены от матери-христианки и по малолетству дольше других оставались при отце, когда другие уже княжили в своих уделах, - именно, в то время, когда Владимир так искренно и горячо отдался Богу. Они выросли под благочестивым настроением отца и всей душой глубоко восприняли христианство, с его правдой, чистотой и кротостью. Старший, Борис, был обучен грамоте и очень любил читать о подвигах и жизни святых, а младший, Глеб, с наслаждением слушал чтение брата. Читая о страданиях мучеников, Борис, обливаясь слезами, молился: «Господи Иисусе Христе, удостой и меня их удела, научи идти по их стопам. Молю Тебя, Господи, да не увлечется душа моя суетой этого мира. Просвети сердце мое, чтобы оно знало Тебя и Твои заповеди!»
Мученица Нина родилась 28 декабря 1887 года в селе Лальске Вологодской губернии в благочестивой семье урядника Алексея Кузнецова и жены его Анны. Нина с детства любила только молитву, монастыри и духовные книги.
После закрытия в начале революции Коряжемского монастыря братия его перебралась в Лальск. Настоятелем монастыря был игумен Павел (Хотемов). Отец Павел был большим подвижником. Нина взирая на подвиг отца Павла, стремилась ему подражать. Монастырский устав блаженная соблюдала строго. Спала она четыре часа в сутки и в два часа ночи неизменно становилась вместе с монахами на молитву.
После того как в 1928 году и этот монастырь в Лальске был властями закрыт, часть братии и среди них игумены Павел и Нифонт, который был в монастыре казначеем, нашли приют в доме блаженной Нины.
Родившись в Переяславле-Залесском, преподобный Герасим, в миру Григорий, с юных лет усердно ходил в храм Божий. Особенно увлекал его душу жизненный подвиг святителя Даниила, и по исполнении двенадцати лет он со слезами просил старца принять его к себе. Даниил принял его послушником в Горицкий монастырь. Герасим в миру был сапожником и по воле старца продолжал усердно служить своим ремеслом бедной монастырской братии. На некоторое время Герасим ушел из обители, чтобы слушать наставления подвижников, но по их совету снова возвратился к Даниилу и принял пострижение, но уже в Троицкой обители, куда перешел старец. Он ревностно соблюдал посты, совершал молитвы и строго соблюдал келейнее правила. Усердно помогал он старцу в его заботах о делах обители, особенно при построении храмов и келий. Чистой и подвижнической жизнью Герасим снискал себе общее уважение не только в обители, но и далеко за ее пределами - аж в самой Москве. В обитель приходили люди, чтобы поговорить с преподобным, и это стало его тяготить. Мечтая о безмолвном уединении, Герасим обратился к старцу и получил отказ. Через некоторое время преподобный все же благословил инока исполнить это желание. Так, прожив более четверти века под руководством преподобного Даниила в обители, он вышел за ворота без всего, с одним только желанием работать для Господа в уединении.
О жизни и деятельности священномученика Макария известно крайне мало, но и из того, что дошло до нас, можно заключить, что человек этот был в высшей степени достоин славы, которой его сподобила мученическая смерть. Нам не известно, когда он родился, как пришел к служению Богу, когда был пострижен в монахи. Впервые на арену истории этот человек выходит уже в сане архимандрита Виленского Свято-Троицкого монастыря – главного монастыря в государстве.
Макарий был известен своей высокой подвижнической жизнью, примерным благочестием, непоколебимой преданностью Православию и тщательным выполнением возлагавшихся на него обязанностей. Когда он был избран архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря, то привел обитель в цветущее состояние, построил странноприимный дом, неустанно следил за укреплением дисциплины среди монахов и благочестия среди мирян. Именно поэтому, когда в 1494 году умер митрополит Иона, собором православных епископов Великого княжества Литовского (ВКЛ) архимандрит Макарий был возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси.
Из числа литературных памятников, повествующих о святом Пафнутии, наиболее известен «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского» — «литературное „чудо» XV века», написанное учеником преподобного, иноком Иннокентием, и повествующее о последних семи днях земной жизни преподобного от имени их непосредственного очевидца. Житие Пафнутия Боровского дошло до нашего времени в нескольких редакциях. Полного текстологического исследования этого памятника не существует, однако учёные последовательно выделяют обширное житие, написанное в первом десятилетии XVI века пострижеником и учеником святого Пафнутия, ростовским архиепископом Вассианом Саниным, которое сохранилось в двух редакциях, и две кратких редакции жития.
В 1394 году в селе Кудиново, недалеко от Боровска, что ныне в Калужской области, в 90 км к юго-западу от Москвы, родился младенец, названный во святом крещении Парфением. Дедом его был крещёный татарин-баскак (1) Мартин, отца его звали Иоанн, а мать — Фотиния.
Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 6 февраля 1807 г. в родовом имении отца, селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и путешествии по окрестным святым местам. Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет безотчетно влекся он к жизни иноческой. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.
Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние — не только в науках, но и в рисовании, и музыке. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств А. Н. Оленина; здесь, на литературных вечерах он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках «вечной собственности для вечного человека» он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.
Святитель Никита, епископ Новгородский, в молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался.
В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде Ангела, и неопытный подвижник поклонился ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя», — и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел.
Преподобный Амфилохий (в миру – Яков Варнавович Головатюк), родился 27 ноября 1894 года в селе Малая Иловица в Волынской губернии (ныне Шумский район Тернопольской области) в многодетной крестьянской семье. В крещении был назван Иаковом, в честь мученика Иакова Персиянина. С ранних лет Яков, погруженный в хозяйственные заботы, видя благочестие своих родителей, которые и из дому не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое. В юношеском возрасте Яков не раз помогал отцу, к которому часто обращались как к хорошему костоправу «удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости». Природная сила и приобретенные в юности навыки пригодились Якову в дальнейшем.
В 1912 году Яков был призван в армию. Во время Первой мировой войны служил в 165 стрелковом полку в городе Луцке, затем вместе с полком направлен в город Томск, исполнял обязанности фельдшера. Под конец войны попал в плен. Был отправлен немцами в Альпы, где три года работал на местного фермера. Яков заслужил доверие и любовь своего хозяина, так что тот даже намеревался женить его на своей дочери. Но в 1919 году Яков совершил побег и вернулся в родное село, где стал заниматься привычной крестьянской работой и помогал больным, обращавшимся за помощью.
Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного старца Амвросия.
Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице и рано умер. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она была строга с ним, больше действовала кротостью и умела тронуть, его сердце. Но и мать его умерла рано. Остался Николай круглым сиротой. Несколько лет работал он в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги.
В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер. 10, 23). Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию.
Мученица Анна родилась 13 февраля 1888 года в деревне Пигаскино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Василия Шашкина. Окончив сельскую школу, Анна жила вместе с родителями и со временем намеревалась поступить в монастырь. Она часто ездила в Павло-Обнорский монастырь, находившийся в Вологодской губернии, к его настоятелю и своему духовному отцу архимандриту Никону (Чулкову), к которому многие тогда обращались за советом и молитвенной помощью. Среди них было много женщин и девиц, и отец Никон впоследствии основал для желающих подвизаться монашескую общину в селе Захарьево Ярославской губернии. Это был последний образованный в 1918 году в советской России монастырь, просуществовавший под разными видами почти до окончания советской власти. Здесь люди стремились к спасению своей души и к совершенству. Здесь можно было въяве ощутить присутствие Божие среди собравшихся сюда людей, которые и в условиях жестоких гонений исполняли заповеди и оставались верными Христу. Монастырь-община существовал сначала под видом сельскохозяйственной артели, а затем коммуны. Как раньше Павло-Обнорский монастырь, так после его закрытия монашеская община в Захарьеве активно посещалась верующими, приезжавшими за советами и наставлениями к поселившемуся здесь архимандриту Никону.
Святой Кирилл родился и был воспитан в городе Турове. В 30-х годах XII века, когда родился святой Кирилл, город Туров входил в состав Киевского княжества. Родители святого Кирилла были люди богатые, но он не любил богатства и тленной славы мира сего. С малых лет он с усердием читал книги Божественные и достиг совершенного их познания. Учился святой Кирилл не у одних русских учителей, но, судя по его сочинениям, и у греков, может быть, у тех, что были при Киевском митрополите, или же утех, которые находились при греческой княжне, бывшей замужем за русским князем и жившей в Турове.
По достижении зрелого возраста Кирилл удалился в монастырь и постригся там в иночество. Сей монастырь был построен в Турове во имя святых Бориса и Глеба и служил местопребыванием Туровских епископов. В монастыре святой Кирилл более всех трудился Бога ради, удручая тело свое постом и молитвою, и сотворил себя вместилищем Святаго Духа. Многим он принес пользу, уча и побуждая иноков к покорению, чтобы они были в послушании у игумена, почитали его и слушались его повелений, как Божиих. Ибо инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись.
Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, – выдающийся иерарх и один из крупнейших церковных деятелей XX века, ученый и церковный писатель, богатырь духом и телом, чудесной души человек, наделенный Господом незаурядными богословскими дарованиями, непревзойденный оратор, жизнь свою положивший за Церковь Христову.
Детство будущего владыки
Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье приходского священника Алексия Троицкого. Дед и отец будущего владыки Илариона служили в одном храме, освященном в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Кроме старшего Владимира в семье Троицких росли еще четверо детей: Дмитрий, Алексей, Ольга и София. Все три брата Троицких стали священнослужителями, борцами с обновленческим расколом и исповедниками. Дмитрий, впоследствии архиепископ Брянский Даниил, скончался еще молодым от тифа: сказалось подорванное в северной ссылке здоровье. О дне своей кончины был извещен явлением ангелов, перед смертью соборовался и причастился Святых Таин.
Священномученик Иоанн родился 3 сентября 1873 года в селе Васильевском Ржевского уезда (ныне с. Молодой Туд, Оленинского района) Тверской губернии, в семье псаломщика Николая Спасского. Первоначальное образование Иван получил в Осташковском духовном училище. В 1898 году он окончил Тверскую духовную семинарию и был назначен учителем в Трестенское и Ключевское народные училища.
В 1900 году женился на Лидии Владимировне Исполатовской, учительнице Леушинской земской школы в Старицком уезде. В том же году был рукоположен в священники. В 1915 году отец Иоанн служил в Спасской церкви с. Спасское, Зубцовского уезда. Здесь священник прослужил до 1925 года, когда был переведён в храм родного села Васильевского и назначен благочинным. В 1930 году отец Иоанн был направлен служить в Знаменскую церковь с. Холмец, Оленинского района.
Святая мученица Мария Павловна Носова (1872‒1938) родилась в 1872 году в селе Дубенки Козельского уезда Калужской губернии в семье крестьянина. В 1893 году поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве, в котором подвизалась до его закрытия, а затем вместе с другими насельницами монастыря, Евдокией и Пелагией Павловыми, Софией Селиверстовой и Верой Морозовой, поселилась в подвальной квартире дома на Тихвинской улице. Некоторые послушницы шили одеяла, другие, как Мария, работали санитарками. 25 октября 1937 года была арестована по обвинению в «антисоветской агитации», заключена в Бутырскую тюрьму и в тот же день допрошена. ― «Ведете ли вы с сестрами разговоры на политические темы?» ― спросил ее следователь. ― «Нет, не ведем», ― ответила послушница. ― «Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающих ведете разговоры, направленные против советской власти. Подтверждаете ли вы это?» ― «Нет», ― ответила Мария Павловна.
Одними из первых жертв этой кампании стали священники и миряне города Шуи и села Палех Владимирской губернии – протоиерей Павел Светозаров, священник Иоанн Рождественский, Петр Иванович Языков, Николай Малков, Авксентий Калашников, Сергей Мефодиев и девица Анастасия.
Одними из первых жертв этой кампании стали священники и миряне города Шуи и села Палех Владимирской губернии – протоиерей Павел Светозаров, священник Иоанн Рождественский, Петр Иванович Языков, Николай Малков, Авксентий Калашников, Сергей Мефодиев и девица Анастасия.
Священномученик Павел родился в 1867 году в селе Картмазово Малиновской волости Судогодского уезда Владимирской губернии в семье диакона Михаила Ивановича Светозарова. Окончив в 1891 году Московскую Духовную академию, Павел Михайлович был назначен преподавателем Закона Божия в мужскую гимназию в городе Шуе. Он имел намерение принять монашество, но священник шуйского Воскресенского собора, протоиерей Евлампий Иванович Правдин, ставший с 1898 года настоятелем собора, предложил ему жениться на своей дочери Софии и стать священником в соборе. Павел Михайлович согласился и 24 июня 1892 года сочетался браком, а 2 августа того же года был рукоположен во священника к Воскресенскому собору.
Святой мученик Авксентий Калашников родился 6 декабря 1891 г. в деревне Калинкино Дуниловской волости в семье крестьян Никиты Прокопьевича Калачова и Татьяны Андреевны Огневой, крещен в Благовещенской церкви с.Дунилово иереем Матфеем Миловидовым. Крестными его в церковной книге записаны псаломщик Алексей Петрович Беляев и крестьянка Прасковья Яковлевна Жукова. В семье Калачовых (Калашниковыми они стали незадолго до революции), кроме Авксентия, были еще дети: старшие сыновья Прокопий и Кузьма и дочери Татьяна и Евлампия.
В 1911г. Авксентий венчался в Покровской церкви с. Дунилово с крестьянкой Ольгой Терентьевной Юровой. В это время семья Калашниковых переехала на жительство в Шую. Проживая в Шуе, Авксентий Никитич стал прихожанином Воскресенского собора.
Святой мученик Николай Малков родился 2 марта 1901 года в семье крестьянина д. Конопляново Шуйского уезда Ефима Константиновича Малковаи его жены Анны Ивановны. Крещен в тот же день в Троицкой церкви с. Васильевского местным священником Евгением Беневоленским. Крестными стали его дед Константин Васильевич Малков и сестра матери девица НаталияИвановна Калистратова. У Николая Малкова был брат Александр (1905-1958) и три сестры – Анастасия, Елена и Мария. Известно, что в 1910 г. Малковы жили в Шуе в собственном доме на Рыковской улице и были прихожанами Спасской церкви.
Мария Ефимовна Малкова, сестра новомученика Николая, жила в родительском доме до самой смерти. Из короткой биографии святого мученика известно, что он работал счетоводом в конторе шубного завода.