Преподобный Давид Серпуховский (+1529) стяжал многие духовные дарования читать
Милашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читатьПопов, Александр Степанович открывает явление радиолокации (1897 г), легшее в основу радаров читатьШиллинг Павел Львович Русский учёный, электротехник, изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа читатьМастянин Валерий - начальник 25-й пожарной части во время пожара в пос. Базарный Сызган Ульяновской области, вынес из пожара мужчину читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьМенделеев Дмитрий Иванович химик, открыл периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания. читатьИоанн II (епископ Ростовский) епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Канонизирован в лике cвятителей; память 17/30 января читатьВертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читатьБурмистрова Екатерина многодетная мама дает советы по воспитанию детей. Когда рождается третий ребенок читатьБелов Сергей Александрович баскетболист, тренер, олимпийский чемп (1972), 2кр чемпион мира (1967 и 1974). читатьНартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читатьКоновалов Александр Николаевич, нейрохирург проведший более 10 тыс. операций, академик РАН, герой труда России (медаль №1) читатьКириллин Алексей Юрьевич, герой России (посмертно) читатьВасильев Фёдор Александрович русский живописец-пейзажист. читатьАлексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читатьМулыка Александр после смерти жены один воспитывает шестерых детей читатьАнтропов Алексей Петрович, живописец один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты (стиль барокко) читать
Родился в 1605 г. в городе Овруче, на Волыне, в знатной семье Токаревских, известных ревнителей Православия. В 1614–1620 гг. святой обучался при Успенском Овручском монастыре и по смерти родителей стал иноком этого монастыря, начав свое служение с меньшего монастырского чина –послушника. В 1625 г. инок Макарий с благословения архимандрита переходит в Купятичский Пинский монастырь. В 1630 г. святой был посвящен в сан иеродиакона, а в 1632 г. – в сан иеромонаха. В 1637 г. настоятель Купятичского монастыря послал его к Киевскому митрополиту Петру Могиле, который заметил в иеромонахе Макарии преданного сына Церкви Божией, и в 1638 г. назначил его настоятелем Каменецкого Воскресенского монастыря (Гродненская область). С 1642 г. преподобный Макарий руководил братией Купятичского монастыря, с 1656–1659 гг. возглавлял Пинский монастырь, а с 1660 г. руководил братией родного Успенского Овручского монастыря.
Сведения о жизни Гликерии крайне скудны. Известно, что она была дочерью старосты новгородской Людогощей Пантелеимона.
Начало её почитания связано с обретением 14 июня 1572 года на церковном кладбище при храме святых Флора и Лавра на Людогощей улице практически нетленного тела молодой девушки: «обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цило, а не все».
Обретение мощей совпало с присутствием в городе царя Ивана Грозного и нашло своё отражение в Новгородской второй (Архивской) летописи. Мощи открыл новгородский архиепископ Леонид, имя и происхождение девушки определили, вероятно, по надписи на её надгробии. Пожилая местная жительница сообщила архиепископу о времени смерти Гликерии: «сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят...». Значит, умерла святая Гликерия в 1522 году.
Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.
С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».
Преподобный Дионисий Радонежский родился около 1570 г. в Тверском крае, в городе Ржеве. При крещении его нарекли Давыдом. Неподалеку от города Кашина было село (в настоящее время деревня) Зобнино. Возможно, родители Давыда — Феодор и Иулиания — были родом из этого села, от названия которого и получили свою фамилию —Зобниновские. Когда Давыд был еще ребенком, семья перебралась в городок Старицу, здесь его отец стал старейшиной ямской слободы.
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая (память 6 декабря и 9 мая). Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.
Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В сказании он со смирением пишет о себе: «Я же тогда... хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу...
Родился в селе Братском, Костромской губернии. С юношеских лет, оставив родительский дом, ушел в дремучие леса около села Елнати и принял на себя подвиг юродства Христа ради.
Когда елнатские поселяне, найдя его в лесу, привели в село, святой начал ходить по домам жителей, помогая им в исполнении самых трудных работ, а плату не брал.
Зимой и летом святой ходил босой, в одной льняной рубахе, так что кожа его почернела и от поста иссохла. Неразумные люди нередко били его, но блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки. Прожив в Елнати 15 лет, святой переселился в г. Юрьевец Поволжский. Здесь любимым местом его пребывания стали церковные паперти, где он возносил горячие молитвы ко Господу.
Первый епископ Владимиро-Суздальской земли. Родился во второй половине XII в. и подвизался в Киево-Печерском монастыре, где и принял постриг.
В 1206 г. становится игуменом Богородице-Рождественского монастыря во Владимире. В 1215 г. при великом князе владимирском Георгии II Всеволодовиче становится епископом Владимирским и Суздальским. Святитель, как добрый пастырь, усердно заботился о вверенной ему пастве и не оставлял трудов иноческих.
Горя любовью к подвижникам Печерским, святитель написал жития нескольких Печерских угодников, вошедших в Киево-Печерский патерик. Святитель Симон является автором поучительных посланий к монаху Киево-Печерского монастыря Поликарпу. Его перу принадлежит «Сказание о святой чудотворной церкви Печерской Киевской, како создася, украсися и освятися».
Жил в ХIV веке. Он назван трудолюбивым потому, что подвизаясь в пещерах Киево-Печерской обители, он не знал отдыха, и никто никогда не видел его в праздности. Преподобный либо молился, либо исполнял монастырское послушание и до захождения солнца никогда не употреблял пищи. За свое смирение и трудолюбие Господь наградил преподобного Арсения даром чудотворения. После многих трудов и подвигов св. Арсений отошел ко Господу, и нетленное тело его было положено в Дальних пещерах.
Преподобный Пимен, постник Печерский, подвизался в Дальних пещерах. Воздержание его было таково, что он вкушал пищу только раз в день и лишь в самом необходимом количестве. Внешнее пощение было соответственным воздержанию от неугодных Богу поступков, мыслей и чувств. Преподобный Пимен был игуменом Киево-Печерского монастыря с 1132 по 1141 г. Вторая память святого отмечается 28 августа.
Родился в 1433 г. Монашеский постриг принял в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив некоторое время под руководством опытного старца Паисия Ярославова, святой отправился в паломничество по святым местам Востока. Несколько лет он прожил на святой горе Афон, изучая творения святых отцов, воспринимая их умом и сердцем и превращая их в практическое руководство в своей жизни.
После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный не остался жить в нем. Но, желая еще больших подвигов, построив себе келлию, святой поселился в 15 верстах от монастыря на реке Соре. Вскоре, видя его строгую подвижническую жизнь, начали приходить к нему другие иноки. Так возник монастырь. Но устав в новом монастыре преподобный Нил ввел не общежительный, а новый для Руси — скитский, по образу афонских скитов.
После татарского нашествия вся юго-западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце 15-го века была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры.
В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской.
Среди учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского особое место занимает его любимый келейник Михей, «возливавший», по словам Епифания Премудрого, «воду на руце его». Сведений о жизни преподобного Михея сохранилось немного. Известно, однако, что он принадлежал к числу первых учеников преподобного Сергия и входил в узкий круг его сподвижников, которых основатель Троицкой обители посвящал в свой опыт таинственного общения с Богом.
Примечательно, что при пострижении в монашество преподобный Михей Радонежский получил имя ветхозаветного пророка, редко встречавшееся в Древней Руси. Высказывается мнение, что это связано с особенным вниманием к его пророчествам в тяжелые времена чужеземного ига и княжеских неурядиц, которые переживала наша страна в XIV веке. Можно предположить, что сердца русских людей глубоко затрагивали тогда проникновенные слова пророка Михея,
О нем известно не очень много. Есть упоминание о том, что он родился в семье бояр в Галиче Костромском. Еще с ранних лет все вокруг заметили его стремление к благочестивой жизни. Много времени он проводил за чтением книг и изучением грамоты, чтобы получше узнать все Законы Божьи. Родители не редко удивлялись этому и говорили, что не стоит себя так обременять этими знаниями. Мальчик же настаивал на своем и говорил, что хочет повторить подвиги, описанные в Священных книгах.
Вскоре родители покинули этот мир и он раздал все свое имущество страждущим. Далее в его житие появился Сергий Радонежский, который сыграл значительную роль. Под го руководством он прожил несколько лет в Троицкой обители, постигая христиански истинны. Вскоре он покидает обитель для монашеского образа жизни.
Не сохранилось сведений, по какому уставу жили подвизающиеся «на месте сем святе». Однако же, можно полагать, что этот устав был близок к правилам общежития, установленным в монастыре преподобного Сергия Радонежского. Во время настоятельства Варлаама святой игумен мог сам являлся наставлять братию Владычней обители.
Можно предположить, что впервые это произошло в начале зимы 1374 года, когда преподобный Сергий пришел в Серпухов по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича, пожелавшего своим попечением устроить еще одну духовную крепость на границе Московского княжества. Серпухов был тогда еще небольшим деревянным, слабо укрепленным городком, и только у заснеженных окских лугов на фоне сосновой рощи поднимались белокаменные храмы Владычнего монастыря, в то время как каменные храмы и и на Москве тогда были большой редкостью. Трудно представить, чтобы смиренный пустыннолюбивый старец не поспешил в обитель, основанную святителем Алексием, с которым его соединяло духовное родство.
Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) жили в XIV веке в Новгороде; они проводили праведную жизнь и основали Сокольницкую обитель. Как сообщают летописи, "на Сокольей горе поставиша церковь древяну святого Николу и монастырь устроиша" в 1389 году. Праведные Алфановы были в родстве с известным по летописям Яковом Анфалом, или Алфаном, который убежал на Двину, спасаясь от преследований за сношения с Москвой, и праведники подверглись бедам по родственной связи с Яковом, тяжкими скорбями невинного страдания очистившись для блаженной вечности. В "Сказании" о святых братьях описаны чудеса, происходившие от мощей после их кончины. Празднование их памяти положено 4/17 мая и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых. В связи с пожаром, истребившим Сокольницкую обитель, мощи преподобных братьев были перенесены в Антониев монастырь 4 мая 1775 года.
Преподобные Иулиания и Евпраксия были родными сестрами святителя Алексия, Митрополита Московского, и происходили из знатного рода черниговских бояр.
В благочестивом семействе родителей святителя было пятеро сыновей и две дочери: Иулия (в монашеском постриге Евпраксия) и Ульяна (Иулиания). Любовь к старшему брату побудила сестер устроить обитель во славу святого Алексия, человека Божия - покровителя их брата в монашестве. Первоначально монастырь был воздвигнут на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Местность это в то время было частично покрыта лесом, а большую ее часть покрывали луга с сенокосами, отчего и называлась она Остожье, Стоженец, ныне Остоженка (сено, складываемое в стога). Место это было уединенным, тихим, что являлось очень благоприятным для создания обители. С одной стороны протекала речка Остоженка, давно уже не существующая, с другой - Москва река.
Курский край не был забытым Богом уголком. Напротив, здесь, в Посеймье, христианство получило значительное развитие. Подтверждением тому выдающееся явление в истории Русского Православия в лице преподобного Феодосия Печерского.
Не все моменты и факты жизни преподобного известны нам сегодня. Расскажем кратко о его жизни то, что знаем.
Родился он в городе Васильеве, отстоящем от Киева на 50 верст, в христианской семье. Когда родили они блаженного дитятю сего, то на восьмой день принесли его к святителю Божию (к освящению Божию -ред.), по христианскому обычаю, дабы наречь имя ребенку. Священник же взглянул на ребенка, сердечным взором прозрев о нем, что с младых лет хочет Богу посвятить себя, и назвал его Феодосием".* В переводе с греческого Феодосий - "дар Божий".
Через сорок дней после рождения он был крещен.
Прп. Афанасий Сяндемский полагал начало иноческого жития на Валааме под руководством прп. Александра Свирского (память его 30 авг.) и последовал за ним на берега реки Свири. Здесь он был свидетелем явления прп. Александру Пресвятой Богородицы. По кончине своего наставника прп. Афанасий удалился в непроходимые Карельские леса и поселился вблизи города Олонца на перешейке, соединяющем Сяндемское и Рощанское озера. Место это поражает своей красотой. За ним последовали некоторые из учеников прп. Александра, поставили часовню и вокруг нее восемь келий. Так было положено начало Сяндемскому Успенскому монастырю, существовавшему до наших дней.
Одно время неприятности от жителей города Олонца заставили преподобного на краткое время покинуть возникающую обитель. Он был рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем Александро-Свирского монастыря, но в том же году вернулся в свою обитель. Ей была дарована пахотная земля, и по уставу преподобного Афанасия братия должны были питаться трудами рук своих, в чем настоятель сам подавал пример.
Святой Владимир разделил Русь между своими 12 сыновьями при жизни. Любимыми сыновьями его были Борис и Глеб, во св. крещении Роман и Давид. Они были рождены от матери-христианки и по малолетству дольше других оставались при отце, когда другие уже княжили в своих уделах, - именно, в то время, когда Владимир так искренно и горячо отдался Богу. Они выросли под благочестивым настроением отца и всей душой глубоко восприняли христианство, с его правдой, чистотой и кротостью. Старший, Борис, был обучен грамоте и очень любил читать о подвигах и жизни святых, а младший, Глеб, с наслаждением слушал чтение брата. Читая о страданиях мучеников, Борис, обливаясь слезами, молился: «Господи Иисусе Христе, удостой и меня их удела, научи идти по их стопам. Молю Тебя, Господи, да не увлечется душа моя суетой этого мира. Просвети сердце мое, чтобы оно знало Тебя и Твои заповеди!»
Родившись в Переяславле-Залесском, преподобный Герасим, в миру Григорий, с юных лет усердно ходил в храм Божий. Особенно увлекал его душу жизненный подвиг святителя Даниила, и по исполнении двенадцати лет он со слезами просил старца принять его к себе. Даниил принял его послушником в Горицкий монастырь. Герасим в миру был сапожником и по воле старца продолжал усердно служить своим ремеслом бедной монастырской братии. На некоторое время Герасим ушел из обители, чтобы слушать наставления подвижников, но по их совету снова возвратился к Даниилу и принял пострижение, но уже в Троицкой обители, куда перешел старец. Он ревностно соблюдал посты, совершал молитвы и строго соблюдал келейнее правила. Усердно помогал он старцу в его заботах о делах обители, особенно при построении храмов и келий. Чистой и подвижнической жизнью Герасим снискал себе общее уважение не только в обители, но и далеко за ее пределами - аж в самой Москве. В обитель приходили люди, чтобы поговорить с преподобным, и это стало его тяготить. Мечтая о безмолвном уединении, Герасим обратился к старцу и получил отказ. Через некоторое время преподобный все же благословил инока исполнить это желание. Так, прожив более четверти века под руководством преподобного Даниила в обители, он вышел за ворота без всего, с одним только желанием работать для Господа в уединении.