Капланов Лев Георгиевич зоолог, занимавшийся исследованиями и охраной тигров на Дальнем Востоке. Убит браконьерами читать
Ануфриева Юлия Евгеньевна, санитарка психоневрологического интерната погибла на пожаре, но смогла спасти 23 пациента. читатьПетляков Владимир Михайлович советский авиаконструктор, создатель самого массового советского фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 читатьСахаров Андрей Дмитриевич, физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. читатьМихневич Николай Петрович русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических трудов читатьКарелин Александр Александрович, трехкратный олимпийский чемпион читатьЗырянов Дмитрий Борисович стрелок пулеметчик 1-й группы спецназа в/ч 6749 погиб при штурме с. Комсомольское. Награжден орденом мужества читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьКрамник Владимир Борисович чемпион мира по «классическим шахматам» (по версии ПША) в 2000—2006, 14-й официальный чемпион мира читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читатьПреподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни читатьШильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читатьБорисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читатьВасилий Дмитриевич Поленов - выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. читатьКурчатов Игорь Васильевич, советский физик, создатель атомной бомбы, и первой в мире атомной электростанции читатьСкобликова Лидия Павловна, единственная в мире 6-кратная Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту читатьПолзунов Иван Иванович, русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя. читатьЛазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читать
Точная дата рождения преподобного Евфимия неизвестна. Принято считать, что он родился в 1316 году. Место рождения — Нижний Новгород. Под влиянием благочестивых родителей у преподобного Евфимия уже с раннего детства проявились любовь к Богу, стремление к духовным подвигам, к религиозному самоуглублению. В храме Божием созревает у него решение всецело посвятить себя служению Господу. Однажды Евфимий, руководствуемый Божественной силою, направился в Печерскую обитель, основанную иноком Дионисием, впоследствии святителем Суздальским, на высоком берегу Волги близ Нижнего Новгорода. «Причти меня, отче, к святому твоему избранному стаду», — взмолился он, обратившись к Дионисию. Став иноком, Евфимий усердно предался духовным трудам, посту и молитве. Изнуряя плоть, он желал возвысить, очистить и укрепить свою душу. Пост доставлял ему такую радость, что Евфимий просил у игумена разрешения принимать пищу только один раз в два или три дня, но не получил на это благословения. На тело свое он возложил железные вериги.
Преподобный Ипатий, целебник Печерский, прославился в подвиге сурового постничества и постоянного молитвенного бдения. Ночами он стоял на молитве, спал очень мало, а питался только хлебом и водой. Преподобный Ипатий всецело посвятил себя служению больным и за самоотверженный подвиг получил от Бога благодатный дар чудесных исцелении. Больные различными недугами часто прибегают к его молитвенному заступничеству.
Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. Отца будущего Святителя звали Феодором. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. Однажды святитель Фотий, митрополит Московский (память 27 мая и 2 июля), посетил Симонов монастырь и, после молебна, преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков, исполнявших послушание на монастырских работах. Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь спасения.
Первым пустынножителем Печерским почитается преподобный Марк, первым же основателем монастыря был преподобный Иона.
В древней повести летописец после имени прп. Марка сразу ставит имя прп. Ионы: «Священник некий, именем Иоанн, от Московской страны, по прозванию Шестник (что значит шествующий от одного места на другое), сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором Пресвитером во Храме св. Николая Чудотворца и Великомученика Георгия, его же Великий князь Ярослав Владимирович (Мудрый) о имени своего устроя».
Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев (Дерпт) как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями (1467).
Монашество и пустынножительство возникло на Руси вместе с принятием христианства.
Из Супрасльской летописи известно, что еще при князе Владимире в Киеве, около Десятинной церкви, был монастырь. Сердцу русского монашества, Киево-Печерской Лавре, положили начало пустынножитель пресвитер Иларион и преподобный Антоний.
Само пустынножительство на Руси начало развиваться в конце XII и начале XIII столетий, т.е. после основания Киево-Печерской Лавры, коя являлась высочайшим образом иноческого жития.
Подобно Киево-Печерскому, стали образовываться и псковские монастыри: Елеазаровский, Крыпецкий, Никандров.
Преподобный Иларион Гдовский, Псковоезерский, был учеником преподобного Евфросина Псковского (память 15 мая). В 1460 году он основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители.
Преставился преподобный Иларион 28 марта 1476 года и был погребен у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря. Впоследствии в обители был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря.
Преподобномученик Евстратий Печерский родился в XI веке в Киеве в богатой семье. С возрастом он принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре, раздав свое имение нищим. Преподобный Евстратий смиренно проходил послушание в обители, строго исполняя молитвенное правило и проводя дни в постничестве и воздержании.
Когда в 1096 году на Киев напали половцы и разорили Печерский монастырь, истребив многих иноков, преподобный Евстратий был взят в плен и вместе с тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами продан в рабство одному иудею, жившему в городе Корсуни. Богопротивный еврей стал принуждать пленников отречься от Христа, угрожая противящихся уморить голодом в оковах.
Преподобный Захария Постник, Печерский, подвизался в Дальних пещерах в XIII - XIV веках. Строгость поста его доходила до того, что он не ел ничего печеного или вареного, а питался лишь зелием (травами) и то один раз в день по захождении солнца. Одного имени преподобного Захарии трепетали бесы. Часто преподобный видел Ангелов, с которыми и сподобился жизни на Небе. Отождествление преподобного Захарии Постника, Печерского, с сыном киевского жителя Иоанна - Захарием, отдавшим все свое наследство на украшение Печерского храма и постригшемся в обители, необоснованно. Иоанн перед смертью передал имущество на сохранение своему другу Сергию.
Преподобный Никон был первым учеником и сподвижником преподобного Антония (память 10 июля), основателя Киево-Печерской обители, к которому пришел, уже будучи иереем. Он постригал в обители всех новоприходящих иноков и в их числе преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая и 14 августа). За пострижение любимцев великого князя Изяслава — преподобных Варлаама (память 19 ноября) и Ефрема (память 28 января), святой Никон навлек на себя гнев князя, но смело отказался убеждать пострижеников покинуть монастырь. Когда в обители собралось много братий, преподобный Никон пожелал уйти в уединение и безмолвствовать. Он удалился на полуостров Тмутаракань (на восточном берегу Керченского пролива) и поселился в безлюдном месте. Когда слава о его жизни распространилась в округе, к нему собрались желавшие проводить иноческую жизнь. Так был основан монастырь с церковью во имя Пресвятой Богородицы.
Преподобный Евфросин Синозерский, в миру Ефрем, родился в Карелии близ Ладожского озера. В юные годы он жил при Валаамском монастыре, затем переселился в Новгород Великий. Прожив там длительное время, святой ушел в одну из Новгородских областей – в Бежецкую пятину. Он стал причетником в селе Долосском в 20 верстах от города Устюжны Железопольской. Пострижение преподобный принял в Успенском Тихвинском монастыре. В 1600 году он начал пустынножительство в диких болотах на берегу Синичьего озера. Поставив крест и выкопав пещеру, преподобный прожил здесь два года, питаясь только дикими растениями. Нечаянно его нашли окрестные жители, которые стали приходить к преподобному за наставлениями, а некоторые оставались при нем жить. В 1612 году, когда польские отряды грабили Россию, в его пустыни спасалось от разбоя множество людей.
Преподобный Иннокентий Комельский, Вологодский, родился в Москве и происходил от рода московских князей Охлябининых. Он принял монашество в монастыре преподобного Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года) и был отдан в руководство преподобному Нилу Сорскому († 1508, память 7 мая).
Преподобные Иннокентий и Нил странствовали по Востоку и побывали в Палестине, Константинополе, провели несколько лет в Афонских монастырях. Вернувшись на Русь, святые поселились не в самом Кирилло-Белозерском монастыре, а в уединенной келлии за монастырской оградой. Из любви к пустынножительству они затем удалились в непроходимый лес на реку Сору, за 15 верст от монастыря. Здесь они водрузили крест, выкопали колодец и поставили себе келлии отдельно, по образцу скитских пустынножителей. С большим трудом на болотистой местности была устроена церковь. Отшельники вели суровую жизнь.
Жизненный путь преподобной Вассы тесно связан с подвигом преподобного Ионы, до пострига — священника Иоанна, супруга ее. Все те лишения и страдания, которые имел он на своем тернистом пути, были и ее муками.
Преподобная Васса (в миру носившая имя Мария) была полна самоотвержения во имя любви к мужу, детям и ближнему. Но выше этого у нее была любовь ко Господу. Она, в любой опасности безстрашная, безропотная, в трудах и любви неутомимая, и страданиях несокрушимая, жила по слову Апостола: “Да будет украшением вашим в нетленной красоте духа сокровенный человек”. Вся ее жизнь принадлежала мужу, служителю Престола Господня.
Святая праведная София Слуцкая достойно прошла свой недолгий земной путь, став помощницей и заступницей всем православным христианам. Она родилась 1 мая 1585 года и была единственной дочерью Слуцкого князя Юрия Юрьевича от брака с Барбарою дочерью Николая Кишки. В младенчестве была крещена духовником князей Слуцких иереем Малофеем (Матфеем) Стефановичем, настоятелем Слуцкой Свято-Варвариинской церкви. В младенчестве потеряла родителей: 6 мая 1586 года умер её отец, мать умерла в 1594 году.
Осиротев, София стала богатой наследницей. Ей досталась третья часть родового состояния. Затем, в течении нескольких лет умерли дяди Софии - Александр и Ян-Симеон. Поскольку детей у них не было, то к Софии перешли все остальные владения рода Олельковичей.
Согласно завещанию, София стала также и княгиней Копыльской. Таким образом она стала самой богатой невестой в Речи Посполитой.
Преподобный Макарий Калязинский (в миру Матфей) родился в 1400 году в селе Грибково (Кожине) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи. От юности он стремился к монашеству, но по воле родителей женился. Через год скончались его родители, а еще через три года преставилась и его супруга Елена. Не имея ничего, что привязывало бы его к прежней жизни, Матфей постригся в иноки в Николаевском Клобуковском монастыре. Из любви к уединению он оставил городскую обитель и вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина между двумя озерами вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь. Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться, что возникнет иноческая обитель, которая начнет обрабатывать пустоши. Враг спасения посеял в боярине такую злобу и ненависть к преподобному, что он решил убить святого. Но неожиданно его свалила тяжелая болезнь. Страх близкой смерти пробудил в боярине раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному и у его ног поведал о своем злом намерении и просил прощения.
Святитель Серапион родился в подмосковном селе Пехорка в семье священника местного Покровского храма. О родителях его сведений практически не сохранилось. С раннего возраста Серапион хотел принять монашество, но родители были против этого решения. Уступая их желанию, он вступил в брак, а затем принял сан священства. Через год скончалась его жена, и Серапион постригся в монашество. Ради успокоения родителей он и после пострижения остался служить в той же приходской церкви. Когда родители скончались, Серапион отпустил работников на волю, раздал имущество бедным и поступил в Дубенский Успенский монастырь на острове, который был основан преподобным Сергием и состоял в ведении Троицкого монастыря. После кончины настоятеля братия упросили Серапиона принять на себя управление обителью. Новый игумен прославился своими духовными подвигами и столько потрудился для обители, что ее стали называть пустынью Серапиона.
Святой Ростислав, великий князь Киевский, сын великого князя Киевского святого Мстислава Великого († 1132, память 14 июня), брат святого князя Всеволода-Гавриила († 1138, память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября), является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины ХII века.
С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, Смоленского княжества и Смоленской епархии.
До ХII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу). Благодаря трудам и подвигам святого Ростислава Смоленское княжество, которым он правил более 40 лет, расширяется, застраивается городами и селами, украшается храмами и монастырями, приобретает влияние на общерусские дела.
Святым Ростиславом основаны в Смоленской земле города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и другие. Он стал родоначальником смоленской княжеской династии.
Первосвятители нашей отечественной Церкви с первых шагов объединительной политики московских князей энергично, всеми доступными им средствами и способами, стали содействовать сплочению феодально-раздробленных русских земель. Громадные заслуги в этом великом деле принадлежат святому митрополиту Петру. Они были засвидетельствованы почти всеми историками.
Великие заслуги принадлежат и святому митрополиту Феогносту.
Православная Русская Церковь в лице ее святителей, и в первую очередь митрополитов, являлась носительницей и поборницей идей общерусского национального единства. Конечно, и князья ходом истории (и в первую очередь назревшими в народных массах интересами борьбы с татаро-монгольскими завоевателями) были приведены к такой идее. Но в своей объединительной политике московские князья находили мощную спору и содействие митрополитов, что, конечно, ускоряло и облегчало их деятельность.
Преподобный Софроний, затворник, подвизался в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерского монастыря в XIII в. Преподобный Софроний, затворивши себя в темной пещере, ежедневно прочитывал всю Псалтырь и всегда носил на себе власяницу и тяжелый пояс железный. В каноне преподобным Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося слышания ангельского пения. Он и ныне «в небе наслаждается вечной радости, со Христом царствующи». Память святого Софрония совершается вместе с другими святыми отцами Дальних пещер 28 августа/10 сентября, особо 11/24 марта и обретение его нетленных мощей – 11/24 мая.
Святитель Евфимий, в Крещении Иоанн, родился по горячим молитвам пресвитера Михея и его супруги Анны. Долгие годы у них не было детей, и они дали обет: если родится ребенок - посвятить его Богу. Чтение священных книг, частое посещение богослужений, за которыми мальчик прислуживал своему отцу - священнику небольшого новгородского храма во имя святого Феодора, - освятили душу юного Иоанна. В возрасте пятнадцати лет, в 1411 году, Иоанн ушел из родительского дома в монастырь.
В двенадцати верстах от Новгорода, в пустынном месте, именуемом Вяжище, среди лесов и болот поселились три инока - Евфросин, Игнатий и Галактион. Вскоре к ним присоединился священник Пимен, который принял постриг с именем Пахомий. Здесь подвизались они в полном уединении при построенной ими деревянной часовне во имя святителя Христова Николая в непрестанной молитве и в тяжелой борьбе с суровой северной природой.
В обители преподобного Лазаря Муромского, или Мурманского, подвизался около половины XV столетия игумен Афанасий. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о его богоугодной жизни. После кончины тело преподобного Афанасия было положено в особой часовне и здесь же хранятся его вериги – памятник его подвигов. Подвижник почитается местно в обители преподобного Лазаря наравне с этим угодником Божиим. И почитание это идет издревле: уже во второй половине XVII века игумен Афанасий называется «преподобным чудотворцем».