Соколов Сергей Яковлевич, в 1928 году запатентовал, и создал в 1935 году ультразвуковой дефектоскоп читать
Бенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читатьБондарь Хрисанф Григорьевич, пулеметчик, полный Георгиевский кавалер читатьКораблев Алексей Михайлович, развидчик прикрывал отход развед группы, от наседавших бандитов. Вернулся с раненным товарищем читатьЛомоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читатьТютчев Федор Федорович, пехотный комбат. Отличился в бою 8 декабря 1914 года у деревни Опационки. читатьМногодетная семья Ялтанских. Статья "Почетно ли быть многодетными?" читатьВаснецов Виктор Михайлович, русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи читатьШиллинг Павел Львович Русский учёный, электротехник, изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа читатьСкобелев Михаил Дмитриевич, прозванный белым генералом, за то что участвовал в битвах в белом мундире и на белом коне читатьСлавянов Николай Гаврилович, изобретатель метода электрической дуговой сварки металлов (1888 г) читатьЧилингаров Артур Николаевич, впервые в истории опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса читатьКуц Владимир Петрович, двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике (1956 г Мельбурн) читатьКульбертинов, Иван Николаевич один из самых результативных снайперов ВОВ. Уничтожил 487 солдат противника читатьАнтропов Алексей Петрович, живописец один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты (стиль барокко) читатьВасильев Фёдор Александрович русский живописец-пейзажист. читатьТимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читать
Самолет АН-225
на сегодняшний день, является крупнейшим самолетом для перевозок грузов
в мире, как по габаритам, так и по грузоподъемности (полезной
нагрузке) История создания самолета Ан-225
Космическая программа на Байконуре в 1970-1980 годах, требовала
создания транспортного воздушного средства для перевозок значительных по
массе и размеру конструкций. Изначально задачу транспортировки части
космических объектов решал самолет ВМ-Т "Атлант", но он мог брать на
борт груз массой до 50т., были созданы проекты модификаций этого
самолета, но предельная полезная нагрузка составляла 200т.
В конце 70-х годов конструкторскому бюро им. Антонова была
поставлена задача, разработать принципиально новый самолет с максимально
возможной грузоподъемностью.
За основу был взят транспортный самолет Ан-124. Конструкторскому бюро
удалось создать уникальный самолет грузоподъемностью 250 т.
П. Л. Шиллинг родился 5(16) апреля в Ревеле (Таллине).
В 1797 году был принят в Первый кадетский корпус в Санкт-Петербурге,
где учился до 1802 года, по окончании был зачислен в Свиту Е.В.
по квартирмейстерской части. В 1803 году он был принят на службу
в Коллегию иностранных дел. До 1812 года работал в русской миссии
в Мюнхене. Участник войны 1812 года. В действующую армию вступил
добровольно, участвовал в боях. В 1814 году за боевые заслуги был
награжден орденом Св. Владимира и саблей с надписью «За храбрость».
После его ухода из армии, ему, как человеку хорошо осведомленному
в вопросах востоковедения и весьма интересующимуся ими, была предложена
работа в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел. В
области востоковедения он добился значительных результатов, получивших
высокую оценку: в 1822 году ему было присвоено звание члена-корреспондента
Парижского Азиатского общества, а в 1824 году он был удостоен диплома
Британского общества азиатской литературы. Именно по специальности
восточной литературы и искусства в 1828 году Павел Львович Шиллинг
был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук. Его
перу принадлежат и работы по криптографии, исследования и изобретения
различных систем кодирования.
Знаменитый русский лётчик, первым из подданых Российской империи
получивший заграничный диплом авиатора, Михаил Ефимов родился в 1881
году в Одессе. Отец многодетного семейства (у Михаила было двое
братьев) работал слесарем в мастерских Русского общества пароходства и
торговли. Любознательный Михаил с детства увлекался велосипедом и
мотоциклом, и по примеру известного одессита - Сергея Уточкина, вскоре
начал участвовать в соревнованиях. В 18 лет заядлый гонщик Михаил
Ефимов поступил в Одесское железнодорожное техническое училище по
специальности электромеханик телеграфной связи.
Очарованный
зрелищем первых полетов гастролирующих авиаторов из Франции, Михаил
Ефимов загорается новой мечтой - взлететь в небо. И эта мечта
исполнилась в Одсском аэроклубе - Ефимов начинает летать на планере.
Вскоре газеты уже без умолку писали о новом одесском рекордсмене.
Как началась экспедиция «Север-2»? Три
самолёта стартовали с острова Котельный и взяли курс на Северный
полюс. Среди участников экспедиции на борту были, конечно же, ветераны
папанинской одиссеи. Вот именно они и поняли первыми: что-то не так! - в
момент, когда вдруг резко изменяется вид, открывающийся под крылом.
Илья
Мазурук с тревогой сообщил по радио Виталию Масленникову, командиру
одной из машин: внизу несоразмерно много открытой воды! Это, говорил
Мазурук, напоминает прямо какое-то наводнение!
Огромные массивы тумана, быстро перемещающиеся, мешали составить ясное представление о том, что именно творится внизу.
И
вот приборы показывают, что машины над Полюсом. Пилоты начинают
высматривать место, пригодное для посадки. Необходима ровная полоса
протяжённостью не менее 800 м. Такое место удаётся найти, но где взять
уверенность, что этот лёд выдержит удар приземляющихся машин? Перед
глазами пилотов так и стоят виденные только что участки ледяной каши, в
которые стремительно превращается монолитный, как это им только что
казалось, панцирь.
Выдающийся русский конструктор-оружейник, оружиевед и историк оружия В.Г.Федоров справедливо вошел в историю отечественного стрелкового оружия как "отец автоматического оружия”. Он являлся автором первого теоретического труда "Автоматическое оружие” (1907 год) с приложением "Атласа чертежей с автоматическому оружию”, долгое время остававшимся единственным исследованием в этой области. Ему принадлежит первая русская автоматическая винтовка и первый в мире автомат, принятые на вооружение русской армии. Ему принадлежит и классификация автоматического оружия пехоты на:
Винтовки самозарядные, стреляющие одиночными выстрелами и имеющие магазин емкостью 5-10 патрон.
Винтовки самострельные, конструктивно аналогичные самозарядным, но позволяющие вести огонь очередью до опорожнения магазина.
Автоматы. Оружие аналогичное самострельным винтовкам, но имеющее приставной магазин емкостью 25 патронов… укороченный ствол с рукояткой, делающие оружие пригодным для выполнения широкого спектра боевых задач.
Россия очень рано начала работы над созданием автоматических винтовок, не уступая в этом ведущим военно-промышленным державам того времени. Изыскания велись Я. У. Рощепеем, П. Н. Фроловым, Ф. В. Токаревым, В. А. Дегтяревым и другими энтузиастами – изобретателями. Все работы велись на голом энтузиазме авторов, без финансовой, теоретической и организационной поддержки государства.
Григорович Дмитрий Павлович – Один из первых российских и советских авиаконструкторов.
В 1909 г. окончил Киевский политехнический институт. С 1912 работал техническим директором завода Первого Российского общества воздухоплавания.
В 1913 г. сконструировал свою первую летающую лодку М-1. После постройки экспериментальных летающих лодок М-2, М-3, М-4, он создал летающую лодку М-5, которая уже 12 апреля 1915 г. совершила первый боевой вылет. Серийная постройка М-5 продолжалась до 1923 г. Было выпущено ок.300 машин.
Через 2 года построил летающую лодку М-9, вооруженную пушкой, а в 1916 г. - первый в мире гидросамолет-истребитель собственной конструкции М-11. С 1 июля 1917 Григорович возглавляет свой авиастроительный завод, который был 13 марта 1918 национализирован. Григорович уезжает в Севастополь. В 1922 г. он возвращается в Москву. При содействии А.П.Онуфриева, зам. нач. ГУ ВВФ, Григорович получает задание на проектирование морского разведчика М-22. В выделенной ему квартире на Садово-Кудринской стал создавать КБ.
В нашей исторической военно-морской литературе при освещении вопросов создания минного и торпедного вооружения кораблей до сих пор незаслуженно забываются имена многих замечательных русских изобретателей, внесших немалый вклад в развитие этого грозного вида морского оружия.
Одним из таких забытых создателей торпедного оружия является талантливый русский изобретатель-самородок Иван Федорович Александровский. Он вошел в историю как автор проекта подводной лодки, но совершенно несправедливо забыт как изобретатель первой русской самодвижущейся мины-торпеды.
Реакционные царские чиновники из морского ведомства, пресмыкавшиеся перед всем иностранным и не верившие в силы русского народа, не оказали должной технической и материальной помощи Александровскому. Несмотря на замечательные результаты, полученные изобретателем при первых же испытаниях своей торпеды, изготовленной кустарными средствами, царское правительство предпочло заплатить громадную сумму денег австрийскому заводчику Уайтхеду за его торпеду, которая была по тактическим свойствам нисколько не лучше торпеды Александровского.
Многих художников интересовал вопрос получения объёмного (пластичного) изображения предметов. Для этого необходимо было предмет изобразить таким, каким его видит в отдельности правый и левый глаз, т. е. нарисовать стереоскопическую пару.
Изобретение стереоскопа относится ко времени, предшествовавшему открытию фотографии, — к 1832 г. С появлением последней кроме изготовления стереоскопических пар графическими способами были предприняты попытки постройки стереоскопических фотоаппаратов. Один из них сконструировал И. Ф. Александровский, талантливый российский изобретатель морского вооружения.
В 1854 г. (по другим данным — в 1852 г.) мастеру живописного цеха Ивану Фёдоровичу Александровскому Департаментом Торговли и мануфактур была выдана привилегия на «аппарат для снятия потребных для стереоскопа двух изображений в одно и то же время и одной и той же машиной».
В 1879 году О.С. Костович приступил к разработке двигателя внутреннего сгорания с циклом Отто и применением жидкого легкого топлива.
В 1880 г. Костович изготовил уменьшенную модель двигателя с двумя цилиндрами. Успешные испытания дали уверенность в возможности создания более мощного мотора для дирижабля и для подводной лодки, проект которой он вторично представил Морскому ведомству в том же году, а в начале следующего установил двухцилиндровый движок на катер собственной конструкции. Проба новинки позволила сконструировать комбинацию из четырех таких моторов.
К 1883 году двигатель был построен, испытания и доводка продолжались до 1885 года. В результате при массе 240 кг был создан 80-сильный бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) с электрическим зажиганием. ДВС с совокупностью таких прогрессивных свойств тогда не существовало.
Костович впервые на ДВС применил электрическое зажигание и встречное движение поршней в оппозитно расположенных цилиндрах. Первая новация вскоре стала общей для всех ДВС, а вторую спустя сорок лет, в 1920 г., запатентовала знаменитая авиационная фирма Г. Юнкерса. По аналогичной схеме были сделаны многие дизельные моторы.
Основоположник отечественной высокочастотной техники
В первые два десятилетия после изобретения радио в 1895 году для целей радиосвязи применялись искровые и дуговые генераторы электромагнитных волн. Искровые передатчики имели малый КПД, сравнительно небольшой радиус действия, были подвержены влияниям помех. Несмотря на это, искровые радиостанции использовались на гражданских и морских судах, в сухопутных войсках. В военно-морском флоте радиосвязь была единственным средством беспроводной связи.
Поиски учеными и инженерами более надежных средств связи привели к созданию дуговых генераторов незатухающих электромагнитных колебаний. До начала 20-х годов XIX века дуговые радиостанции широко использовались в разных странах. Дуговые генераторы (мощностью от единиц до тысячи киловатт) были первыми технически пригодными средствами получения незатухающих колебаний, но при этом не могли удовлетворять возрастающие потребности в беспроводной связи: работали неустойчиво, были капризны в настройке и обслуживании. Научные исследования и многочисленные эксперименты показали, что более перспективным средством получения незатухающих электромагнитных колебаний могут быть электрические генераторы высокой частоты.
Станция строилась в условиях строгой секретности, и вдруг 30 июня 1954 г. не только на всю страну – на весь мир прозвучало сообщение ТАСС, потрясшее воображение людей: «В Советском Союзе усилиями ученых и инженеров успешно завершены работы по проектированию и строительству первой промышленной электростанции на атомной энергии полезной мощностью 5000 киловатт. 27 июня атомная станция была пущена в эксплуатацию и дала электрический ток для промышленности и сельского хозяйства прилежащих районов».
9 мая 1954 года в 19 часов 07 минут состоялся физический пуск реактора Первой АЭС в присутствии И.В.Курчатова и других членов пусковой комиссии – цепная реакция началась. И лишь в октябре 1954 года вышли на 100% мощности, турбина дала 5 тыс. кВт. Этот период времени – от физического пуска до проектной мощности – был периодом укрощения «дикого зверя». Реактор нужно было изучить, его параметры работы сопоставить с расчетными, постепенно вывести на проектную мощность.
Имя Сергея Львовича — яркий символ периода расцвета ранней портретной фотографии в нашей стране. Он стал первым русским фотографом, который предложил использовать для портретной съёмки в павильоне электрическое освещение. Левицкий внёс неоценимый клад в иконографию деятелей культуры, развитие отечественной художественной и научной фотографии в целом.
Выпускник юридического факультета МГУ, Сергей Левицкий заинтересовался светописью ещё в годы своей работы в канцелярии министерства внутренних дел. В 1839 году он приобрёл дагеротипный аппарат и стал заниматься фотографией профессионально. Первые же его работы — пейзажные фотографии из путешествия по Кавказу — были признаны лучшими и удостоены награды на выставке в Париже.
В 1845 году Левицкий уехал жить в Париж, где у него наконец появилась возможность изучать фотографию, общаться с учеными, слушать лекции в Сорбонне. В те годы С. Левицкий сделал портрет Дагерра, призанный со временем самым лучшим. Путь овладения фотографией Левицким совершенно уникален. Фотограф не переставал искать новые возможности дагеротипии и применять их в своей деятельности. Именно Левицкий ввёл в дагеротипный способ печати фото бромирование, что позволило заметно облегчить и улучшить процесс обработки. Ему же принадлежит идея использовать для обозначения самого этого процесса русский термин «светопись».
Благодаря забытому ныне физику Олегу Лосеву у СССР был шанс создать полупроводниковые технологии намного раньше, чем США
В списке государств - лидеров в области полупроводниковых технологий Россия не значится. Направив основные финансовые и человеческие ресурсы на создание космической техники и разработку атомного оружия, руководители советского государства не сумели своевременно "откорректировать" научный бюджет таким образом, чтобы он пришел в соответствие с быстро менявшимися реалиями НТР.
Между тем анализ истории науки однозначно свидетельствует в пользу того, что при более удачном стечении обстоятельств у Советского Союза были отличные шансы опередить остальной мир в этой технологической гонке. В этом году исполнилось восемьдесят лет со дня создания первого в мире полупроводникового прибора, усиливавшего и генерировавшего электромагнитные колебания. Автором этого важнейшего изобретения был наш соотечественник, девятнадцатилетний сотрудник Нижегородской радиолаборатории Олег Владимирович Лосев. Его многочисленные открытия намного опередили время и, как это, к сожалению, часто случалось в истории науки, были практически забыты к моменту начала бурного развития полупроводниковой электроники.
Владислав Александрович Старевич родился 8 (по другим сведениям 6) августа 1882 года в Москве в семье обедневших польских дворян Антонины и Александра Старевич. Его детство и юность прошли в Ковенском уезде. Потеряв в раннем возрасте мать, Старевич с четырех лет воспитывался в семье ее родственников, польских дворян Легецких.
В десять лет Владислав сконструировал собственное устройство к «Волшебному фонарю», с помощью которого ставил первые домашние спектакли. Чуть позже Старевич увлекся энтомологией, а по окончании гимназии стал брать уроки живописи, однако недостаток средств вынудил его прервать занятия.
В Ковно он поступил на службу в Казенную палату, вскоре женился, обзавелся собственным домом. Он участвовал в любительских спектаклях, рисовал афиши. Сам выпускал энтомологический журнал и веселую газету «Каракули и кляксы».
Еще одним увлечением Старевича стала фотография. Он подарил фотоальбом Ковенскому этнографическому музею, хранитель которого археолог Тадеуш Довгирд предложил Владиславу снимать этнографический фильм.
Первый в мире подводный ракетный старт состоялся на Неве в 20 километрах выше Санкт-Петербурга (подумать только!) еще при жизни А. С. Пушкина. Таким образом, есть все основания считать создание ракетных подводных лодок заслугой русских изобретателей. Поэтому нельзя согласиться с утверждением западногерманского журнала «Солдат и техника», относящимся к 1960 г., что первой ракетной подводной лодкой была немецкая субмарина U-511, на верхней палубе которой были установлены трубы для пуска ракет калибра 210 мм. Эта лодка была построена более чем столетие спустя после лодки Шильдера.
Недостатком лодки Шильдера[на картине справа] являлась малая скорость хода - около полукилометра в час. Вследствие этого Комитет о подводных опытах рекомендовал продолжить изыскания с целью повысить скорость хода. Но Николай I разрешил проводить эту работу только «иждивением самого изобретателя», а денег у Шильдера не было. И первая в мире ракетная подводная лодка была продана на слом.
В марте 1829 г. ракетами конструкции Засядко вооружаются корабли Дунайской военной флотилии. Этим было положено начало внедрению ракетного оружия в военно-морском флоте, чему способствовала «Записка о внедрении в употребление боевых ракет на флоте». Автором «Записки» являлся другой выдающийся русский ракетчик того времени полковник (а вскоре генерал) Константин Иванович Константинов (1818-1871)[на портрете слева]. Он был, несомненно, одной из самых ярких фигур в истории отечественной ракетной техники. В упомянутой «Записке» он указывал: «Ракеты, которые при действии с гребных судов могли бы быть полезны, не должны быть менее четырех дюймов в диаметре и двух футов длины. Они снабжаются брандкугелями или другим каким-либо снарядом с начинкою разрывного или зажигательного состава». Пусковые трубы для этих ракет имели в длину пять футов и позволяли вести стрельбу «с оставлением гребцов на своих местах».
Заслуживает внимания, что сконструированные Константиновым корабельные ракеты снабжались «боковыми отверстиями в таковом направлении, чтобы огонь мог извергаться по направлению касательной к окружности ракеты; цель сего устройства состоит в том, чтобы во время полета сообщать ракете вращательное движение, от которого она имеет и правильность и большую дальность полета».
Первые русские боевые ракеты были созданы в 1817 году генерал-майором от артиллерии Александром Дмитриевичем Засядко (1779-1838).
Работы по созданию ракет Засядко начал в 1815 году по собственной инициативе и на свои средства. Два года ему понадобилось, что бы на основе осветительной ракеты разработать ракеты фугасного и зажигательного действия. Они были представлены четырьмя разными калибрами: 2 дюйма (51 мм); 2,5 дюйма (64 мм); 3 дюйма (76 мм); 4 дюйма (102 мм).
Кроме того, Засядко составил подробные инструкции «О деле ракет зажигательных и рикошетных», в них он описал устройство боевых ракет, тактику их применения и результаты опытных стрельб.
Его зажигательные ракеты состояли из трех основных частей: цилиндрической железной гильзы (которая набивалась ракетным составом), колпака (заполненного пастообразной зажигательной смесью) и деревянного хвостового оперения, обеспечивающего устойчивость ракеты в полете. В фугасных ракетах вместо зажигательного колпака к гильзе крепилась разрывная (т.е. фугасная) граната.
В XIX столетии изобретатели многих стран работали над созданием наборных машин и дали несколько типов более или менее совершенных механизмов. В 1863 году Петр Княгининский изобрел автоматическую машину, которая набирала целые строки. Несколькими годами позже Дмитрий Тимирязев, Ливчак, Петров и Печников создали другие наборные машины — прообразы нынешних наборных строкоотливных машин — линотипов.
Но самую лучшую и весьма оригинальную наборно-пишущую машину изобрёл коллежский секретарь Михаил Иванович Алисов из Курска. По качеству набора и печати она не имела равных себе.
Михаил Иванович Алисов родился 30 мая 1830 года в с. Панки Старооскольского уезда Курской губернии (ныне — Губкинского р-на Белгородской области) в небогатой дворянской семье. Окончил Курскую гимназию и физико-математический факультет Харьковского университета. Кандидат естественных наук. Многие годы своей жизни он посвятил созданию наборных и пишущих машин, изысканию способов размножения деловых бумаг.
Сегодня электрическая дуга называется вольтовой, открывателем ее считается английский физик Дэви, который «открыл» ее в 1810 году. Итальянский физик Вольта изобрел в 1800 г. «вольтов столб» – прообраз современной батарейки, совсем не похожий на «дугу». Как объяснить эти странные зигзаги в названиях физических явлений?
Электрическую дугу открыл в 1802 г. в Петербурге гениальный русский физик, первый в мире электротехник и электрохимик Василий Владимирович Петров. Сделал он это с помощью сконструированной им гигантской гальванической батареи.
Петров родился в Обояни Курской губернии 19 июля 1761 г., учился у местного дьячка, затем в Харькове и Санкт-Петербурге. Открытие состоялось, когда Петров работал профессором физики в Петербургской медико-хирургической академии, куда перебрался после преподавания физики и математики в Колыванско-Воскресенском горном училище в городе Барнауле на Алтае. Петров показал опытным путем возможность использования электрической дуги для плавления металлов и освещения.