Сахаров Андрей Дмитриевич, физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. читать
Скобликова Лидия Павловна, единственная в мире 6-кратная Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту читатьПолзунов Иван Иванович, русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя. читатьЗырянов Дмитрий Борисович стрелок пулеметчик 1-й группы спецназа в/ч 6749 погиб при штурме с. Комсомольское. Награжден орденом мужества читатьМаксим Тотемский блаженный юродствовавший 45 лет, был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы. читатьИсидор Юрьевский - священномученик, убитый в 1472 году ливонцами за отказ принять католичество, с ним были убиты 72 человека прихожан читатьКрючков Козьма Фирсович, первый из рядовых, награжденный в 1914 году георгиевским крестом за неравный бой с немцами читатьЛандау Лев Давидович, выдающийся советский физик, Нобелевский лауреат (1962), Герой Социалистического Труда (1954). читатьГригорий затворник печерский пищей преподобного Григория всю жизнь служила невареная трава. Он давал эту траву приходившим и она исцеляла читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читатьГерман, Алексей Юрьевич кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер Обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки читатьВойно-Ясенецкий Валентин Федорович, хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ, а с апреля 1946 архиеп. Симферопольский читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьПрокудин-Горский, Сергей Михайлович пионер цветной фотографии (1902) читатьФедоров Святослав Николаевич, впервые в мире внедрил целый ряд новейших методов микрохирургии глаза читатьСуриков, Василий Иванович русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. читатьЛосев Олег Владимирович, забытый и непризнанный первооткрыватель в области полупроводниковых технологий читатьСкурлатов, Алексей Иванович разведчик и связист, кавалер двух орденов Красной Звезды прообраз «Алёши», памятника в г. Пловдив читать
Геннадий Гургенович работал на факультете психологии МГУ с 1965 г., а в 1985 г. после защиты докторской диссертации – стал профессором кафедры психофизиологии. В ходе своей преподавательской деятельности читал курсы лекций «Психофизиология», «Стресс и его механизмы» и вел спецпрактикум «Введение в нейронауку».
В научном сообществе Г.Г. Аракелов стал признанным специалистом в области психофизиологии, будучи исследователем в области нейронных и молекулярных механизмов функционирования мозга. Он обнаружил целый класс гигантских полифункциональных нейронов, интегрирующих в себе свойства сенсорных, моторных и центральных нейронов, которые обеспечивают быстроту оборонительной реакции животных. Особое внимание Геннадий Гургенович уделял психофизиологии стресса, в частности ее механизмам, диагностике и коррекции. Прикладным аспектом его научной деятельности явилась разработка оригинального объективного метода оценки и коррекции стрессового состояния с использованием полиграфической регистрации (им был получен патент на изобретение).
Академик Дианов Евгений Михайлович родился 31 января 1936 года в селе Красное Тепло-Огаревского района Тульской области.
Е.М. Дианов - один из основоположников современной волоконной оптики в России, признанный лидер этого научного направления. Международной научной общественности хорошо известны его работы в области теории световодных структур, нелинейной волоконной оптики, физики лазерных стекол и материалов для волоконной оптики, а также по практическому созданию волоконных световодов на основе кварцевого стекла, халькогенидных стекол и поликристаллических материалов. Эти труды в значительной мере определяют научный уровень наиболее актуальных направлений волоконной оптики в мире.
Евгений Дианов в 1954 году поступил на физический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, после окончания которого в 1960 году по распределению направлен на работу в Физический институт имени П.Н. Лебедева Академии наук СССР. В 1966 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук, а в 1977 году - докторскую диссертацию.
Настя родилась в бедной семье и рано осталась без отца. Чтобы помочь маме девочка с восьми лет трудилась уборщицей в модном ателье и горничной в гостиницах. Уже ставшая знаменитой Вяльцева своего нищего детства не забыла и жалела детей бедняков, сирот – особенно. Анастасия Дмитриевна взяла на воспитание мальчика и девочку. Мальчика ей буквально подбросили. Уложили его в корзину с цветами и преподнесли артистке после концерта. Девочку Вяльцева нашла на дороге во время одной из своих поездок. Отдавать малышей в приют певица не захотела. А оказывать помощь детским домам считала своим долгом и каждый год перечисляла крупные суммы петербургскому обществу «Ясли» и приюту в Харькове.
В 1904 году началась русско-японская война. Жених Вяльцевой – Василий Бискупский ушёл на фронт. Анастасия Дмитриевна тоже воевала, но по-своему. Часть гонораров она отдавала в пользу раненых. А когда Василия тяжело ранили, помчалась к нему в Манчжурию. Певица на свои деньги снарядила санитарный поезд и под чужим именем стала служить сестрой милосердия в госпитале. Конечно, инкогнито скоро раскрыли. И она, отказавшись от выгодных контрактов, давала концерты для солдат.
Яковлев родился в Москве, его отец был служащим компании Нобеля. Еще в школе Александр заболел авиацией и организовал сначала модельный, а потом планерный кружки. В1923 году юноша начал подрабатывать столяром в авиационных мастерских Военно-воздушной академии. Он помогал изготавливать планеры, поэтому его включили в группу механиков, которая работала на соревнованиях в Коктебеле. Там Яковлев познакомился и подружился с будущим авиаконструктором С.Ильюшиным, который тогда был слушателем Академии.
Ильюшин посоветовал ему построить собственный планер, помог сделать проект и необходимые расчеты. В 1924 году на таких же соревнованиях в Коктебеле созданная Яковлевым конструкция уже получила премию.
Закончив среднюю школу, он хотел поступать в Военно-воздушную академию. Но для этого требовалось иметь хотя бы некоторый военный опыт. С помощью Ильюшина юноше удалось устроиться в учебные мастерские Академии. Одновременно он начинает работать и на Центральном аэродроме в Москве — готовит самолеты к учебным полетам.
Соловьев Павел Александрович родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино Кинешемского района Ивановской области в семье крестьянина. В 1934 году после окончания 9 классов поступил учиться в Рыбинский авиационный институт имени С.Орджоникидзе, который окончил с отличием по специальности «Авиационные двигатели».
По путевке Комиссариата авиационной промышленности СССР в апреле 1940 года П.Соловьев прибыл в пермское ОКБ-19 (ныне - ОАО «Авиадвигатель»), где до 1942 года работал конструктором, с 1942 по 1944 - начальником конструкторской бригады, с 1944 по 1948 год - ведущим конструктором. В 1948 году по предложению Главного конструктора ОКБ-19 А.Д.Швецова и с согласия И.В.Сталина Павла Александровича Соловьева назначают заместителем главного конструктора. В 1953 году после ухода из жизни А.Д.Швецова, он становится Главным конструктором ОКБ -19.
П.А.Соловьев является одним из основоположников создания высокоэкономичных двухконтурных двигателей авиационного назначения и основателем пермской конструкторской школы газотурбинного двигателестроения.
Деревенский уклад быта, дорогие с детства поля и леса Орловщины, воспетые великим земляком И. С. Тургеневым, крестьянин Григорий Левыкин решительно поменял в 1929 году на городскую жизнь. Была заветная мечта - дать трем сыновьям и дочери образование. Поселились в Москве, сняли угол. Зарплаты служащего госторговли едва хватало на скромное существование, но главное - дети учились. Старшие сыновья получили дипломы инженеров-строителей, а дочь стала учительницей.
Радовал успехами и младший сын Константин. В 1941 году он окончил 9-й класс. Но тут грянула война. Несколько раз шестнадцатилетние школьники ходили в военкомат, но получили отказ - возраст для фронта маловат. И все же в январе Левыкин 1942 года по призыву Московского комитета комсомола добровольцем вступил в истребительный батальон мотострелкового полка НКВД. Боевые группы этого полка выполняли специальные задания штаба Западного фронта в тылу оккупантов на волоколамском, можайском и боровском направлениях.
За годы его руководства институтом "Прометей" занял ведущее место в отечественной науке. Там были разработаны материалы, которые обеспечили создание советско-российского надводного и подводного флотов, атомной энергетики, и в последние годы - многообещающие разработки в области нанотехнологий.
Клуб учёных и журналистов «Матрица науки» провел заседание по теме «Оптимизм «Прометея», посвящённое 75-летию ЦНИИ КМ «Прометей» и выходу в свет книги президента института Игоря Горынина «Размышления с оптимизмом».
Презентация книги «Размышления с оптимизмом», на создание которой ушло три года, стала для ЦНИИ «Прометей» событием, открывшим юбилейный год института.
Игорь Васильевич Горынин — седовласый академик РАН, склонный к юмору, с блеском отвечающий на разнообразные вопросы. Игорь Горынин работает в «Прометее» более 65 лет, половину из них был его руководителем. В научном мире он известен как основатель материаловедческой школы, чьи разработки применяются при создании высокопрочных материалов. Они незаменимы для создания корпусов военных кораблей, атомоходов, морских платформ, трубопроводов и т. д.
«Прометей» с греческого — «провидец», — поясняет название ЦНИИ Игорь Горынин. — И наш институт потому называется «Прометей», что с самого момента своего образования на шаг-два опережает научно-технический прогресс».
- Очень благодарен "Известиям" за то, что завели вкладку "Наука". Огорчают излишне дерзкие и легковесные статьи об искусстве.
Вам
80 лет, без малого все эти годы вы прожили в ХХ веке. Что это был за
столетний период с вашей точки зрения и что это была за бытие?
-
Этот столетний период, как никакой прочий, влиял на частную бытие
каждого человека. Особенно в нашей стране. Я знаю, что родился дома, под
трезвон колоколов в Страстную субботу. Моя тогда ещё юная няня,
украинская полька, которая после этого жила со мной до своих 90 лет,
замечательная, я любой день ее вспоминаю, испекла кулич и приготовила
окорок. Папа и дядя выразили родное мужское беспокойство по поводу моего
рождения тем, что все это смели без остатка.
- То есть уже было мясцо, уже было из чего испечь кулич?
-
Начинался НЭП. Первые мои ощущения - окружавшее меня человеческое
тепло. С годами все больше убеждаешься, что человека формируют первые
детские впечатления. Я родился в этом доме. Здесь были коммунальные
квартиры, все жильцы знали товарищ друга. Сейчас помимо меня в доме
только одна семейство, живущая с довоенных времен, а из новых жильцов я
без малого никого не знаю.
Василий Васильевич Докучаев – русский ученый-естествоиспытатель,
основатель современного научного почвоведения и комплексного
исследования природы. Родился в семье сельского священника в селе
Милюкове Смоленской области.
В
1867 году окончил Докучаев с отличием Смоленскую духовную семинарию и
поступил на физико-математический факультет Петербургского университета,
где преподавали Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, П. Л. Чебышев, А. Н.
Бекетов и некоторое время И. И. Мечников. Еще в студенческие годы у
Докучаева возник большой интерес к геологии и минералогии. Под
руководством профессора П. А. Пузыревского он выполнил 2 работы – «О
голубом дистене Онежского озера» (1871) и «О наносных образованиях по
речке Качне Сычевского уезда Смоленской губ» (1872).
В 1872 году
окончил Петербургский университет со степенью кандидата и на средства
Общества естествоиспытателей, действительным членом которого он состоял,
отправился в научную экспедицию для изучения «наносной формации»
Смоленской области. В 1872 году занял должность консерватора (хранителя)
при геологическом кабинете Петербургского университета. В 1873 году был
избран действительным членом Петербургского минералогического общества.
По случаю 70-летнего
юбилея Тимирязева 22 мая 1913 года И. П. Павлов так охарактеризовал
своего коллегу: «Климент Аркадьевич сам, как и горячо любимые им
растения, всю жизнь стремился к свету, запасая в себе сокровища ума и
высшей правды, и сам был источником света для многих поколений,
стремившихся к свету и знанию и искавших тепла и правды в суровых
условиях жизни». Как и Дарвин, Тимирязев искренне стремился к сближению
науки и, как ему тогда представлялось, основанной на разуме и
освобождении либеральной политики России (особенно племянника) и
Великобритании, поскольку считал и консерваторов, и Бисмарка и
следовавших его курсу германских милитаристов врагами интересов и
простого народа Англии, и славян, за которых сражались его братья,
приветствовал русско-турецкую войну за освобождение славян и вначале
Антанту и выступление России в защиту Сербии. Но, уже в 1914
разочаровавшись в мировой бойне, в 1915 принял приглашение Горького
возглавить отдел науки в антивоенном журнале «Летопись», во многом
именно благодаря Тимирязеву привлекшем к прямому или косвенному участию и
его коллег-физиологов нобелевских лауреатов Ильи Мечникова, Ивана
Павлова, и деятелей культуры внука «дорогого и любимого учителя» К. А.
Тимирязева Андрея Бекетова Александра Блока, Ивана Бунина, Валерия
Брюсова, Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Ларисы Рейснер, Исаака
Бабеля, Яниса Райниса, Джека Лондона, Герберта Уэллса, Анатоля Франса, и
социалистов разных партий и направлений.
Открытие механизмов, которые управляют психической жизнью
человека, этот необычайно важный раздел науки о жизни мозга, начинается с
трудов Ивана Михайловича Сеченова. Сеченов, а позже Павлов, Введенский,
Ухтомский, Бехтерев и другие русские ученые создавали физиологию высшей
нервной деятельности.
Иван Михайлович Сеченов родился 13
августа 1829 года в селе Теплый Стан Симбирской губернии (сейчас - село
Сеченово Нижегородской области) в дворянской семье.
Отец
Сеченова, Михаил Алексеевич, в молодости был военным, служил в
Преображенском гвардейском полку, но затем вышел в отставку в чине
секунд-майора и поселился в деревне. Мать, Анисья Егоровна, была
крестьянкой, которая, выйдя замуж за своего барина, освободилась от
крепостной зависимости.
Село принадлежало двум помещикам.
Западная половина села была поместьем Петра Михайловича Филатова, а
восточная сторона — владением Михаила Алексеевича Сеченова. У Михаила
Алексеевича был двухэтажный дом, где жила его семья, которую он с трудом
содержал. У него было пятеро сыновей, и трое дочерей, а доходы с
поместья небольшие. Но Михаил Алексеевич хорошо понимал значение
образования и считал своим долгом дать его детям.
Вернадский относился к числу тех ученых, специальность
которых точно определить невозможно. Хотя по образованию он был
биологом, основной его вклад в науку касается минералогии,
кристаллографии, а также двух новых направлений — геохимии и
биогеохимии. Возможно, подобная широта научных исследований была
обусловлена тем, что он получил прекрасное домашнее и университетское
образование.
Владимир Иванович Вернадский родился в
Петербурге 12 марта 1863 года в семье профессора экономики и истории
И.В. Вернадского. Дом его отца, профессора экономики и истории
Петербургского университета, был одним из тех мест, где собирались
корифеи отечественной науки.
Через пять лет семья Вернадских
переехала в Харьков. Рано научившись читать, Владимир многие часы
проводил за книгами, читая их без особого разбора, постоянно роясь в
библиотеке отца. Петербургская классическая гимназия, где с третьего
класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо
преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем
Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков.
Петр Николаевич Лебедев родился 8 марта 1966 года в
Москве, в купеческой семье. Его отец работал доверенным приказчиком, и
относился к своей работе с настоящим энтузиазмом. В его глазах торговое
дело было окружено ореолом значимости и романтики. Это же отношение он
прививал своему единственному сыну, и поначалу успешно. В первом письме
восьмилетний мальчик пишет отцу: «Милый папа, здоров ли ты и хорошо ли
торгуешь?»
Грамоте Петя обучился дома. Но он не мог быть долго
привязанным к материнской юбке. Десятилетний мальчик должен ходить в
школу. Естественно, Петю отдали в коммерческую школу. Точнее, в
коммерческое отделение Евангелического церковного училища Петра и Павла.
Ибо немецкая аккуратность казалась Николаю Лебедеву основой успеха.
Петя действительно усвоил ее на всю жизнь, а хорошее знание немецкого
языка очень и очень пригодилось ему впоследствии. Знал он и французский.
Впрочем, учился он не ровно. В одном из писем к отцу он описывает свою
переэкзаменовку. Ни с кем из соучеников или учителей Петя не сблизился.
Но характерный штрих: к концу учебы он был допущен в физический кабинет
училища, чтобы помогать учителю содержать в порядке приборы и готовить
их к демонстрациям на уроках.
Александр Григорьевич Столетов является одним из основоположников русской физики. Ему принадлежат капитальные исследования в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в которых он вскрыл важнейшие закономерности этих явлений, создал методику экспериментального исследования магнитных свойств материалов и электрического разряда в газах. Его исследования магнитных свойств железа легли в основу рациональных методов расчёта электрических машин. Благодаря этому А. Г. Столетов является также и одним из основателей современной электротехники.
Александр Григорьевич Столетов родился во Владимире на Клязьме 10 августа 1839 года в небогатой семье. Он был одним из шести детей, общительным, жизнерадостным ребёнком слабого здоровья. В воспитании детей исключительную роль играла его мать, очень умная женщина. Большая одарённость и любовь к умственным занятиям обнаружились в нём очень рано. Без посторонней помощи он сам научился читать и писать; пятилетним ребёнком он свободно читал; в девятилетнем возрасте стал вести дневник, писал стихи. Склонность к самостоятельной литературной работе получила дальнейшее развитие в период его обучения - в средней школе — во Владимирской гимназии, в которую А. Г. Столетов поступил десяти лет.
Дмитрий Граве по праву считается отцом-основателем
первой большой алгебраической школы в России. Его учебники, наполненные
богатым содержанием, воспитали большинство ученых-математиков
современности. Среди его учеников были основатели алгебраических школ
Петербурга, Москвы и Казани, крупные математики. Дмитрий Граве был
потрясающим лектором и одаренным педагогом. Ему удавалось необыкновенно
просто и ясно объяснять сложные вопросы математической науки, тем самым,
привлекая большое количество студентов на свои лекции, и развивая у
слушателей пытливость ума и увлечение математическими науками. Большой
вклад Дмитрий Граве внес в развитие и повышение уровня преподавания
математических наук в Киевском университете. Теория чисел по его
предложению стала обязательным курсом, а так же он установил новую форму
занятий-семинаров.
Дмитрий Граве был довольно смел в своем желании
развивать науку и внедрять новые идеи, поэтому даже возмущение
попечителя не помешало ему поддержать предреволюционное студенческое
движение. Стремление внести прогрессивные веяния в систему народного
хозяйства страны обратило научный интерес Граве к механике и прикладным
вопросам математики.
Основные работы Александра Михайловича Ляпунова относятся к важнейшим
вопросам математического естествознания — проблеме устойчивости движения
и теории фигур равновесия вращающейся жидкости. Для познания природы
первостепенное значение имеют законы движения материальных тел. Наука о
движении — механика — привлекала человеческое сознание очень давно; но
первый, настоящий свет на её основы смогли пролить лишь Галилей и Ньютон
После бессмертных открытий Галилея и Ньютона следовало бурное развитие
механики, связанное с именами Бернулли. Эйлера и Лагранжа. Лагранжем был
создан общий метод решения задач о движении механических систем. После
Лагранжа задача о началах и принципиальном методе механики, казалось,
была в основном закончена. Усилия дальнейших исследователей были
направлены на преодоление отдельных математических затруднений, на
усовершенствование или освещение с иных точек зрения метода Лагранжа, на
детальное изучение движений небесных тел или на решение конкретных
практических задач и, наконец, на выяснение сил. действующих на
материальные тела природы. И вот, было замечено, что некоторые
теоретически предсказываемые движения и равновесия в действительности не
реализуются и их приходится отбрасывать.
Известный химик академик Иван
Алексеевич Каблуков (1857—1942) однажды сказал: «Мне выпало на долю
счастье быть не только учеником А. М. Бутлерова, работать в его
лаборатории Петербургского университета... но и быть его скромным
сотрудником по пчеловодству». Этим, пожалуй, было сказано все. Химик
бутлеровской школы, он сделал немало важных научных открытий и своими
трудами внес большой вклад в развитие русской химической науки.
Исключительно
плодотворна его деятельность и в пчеловодстве — распространении
рациональных приемов среди населения и исследовании меда и воска. Его
работы по химии продуктов пчеловодства, впервые выполненные в России,
фундаментальны. Блестящее знание предмета, широта привлеченного
материала, высокий уровень анализа, практическая направленность выводов —
вот что характеризует пчеловодное наследие этого маститого ученого.
Николай Дмитриевич Зелинский родился 25 января (6 февраля) 1861 года в
уездном городе Тирасполе Херсонской губернии. Родители мальчика рано
умерли от туберкулёза, и Николай остался на попечении бабушки Марии
Петровны Васильевой. Его первые взгляды, вкусы, а также душевные
качества формировались под благотворным влиянием этой замечательной
русской женщины.
Три года Николай учился в Тираспольском уездном училище. Весной
1872 года он окончил училище. Нужно было думать о дальнейшем
образовании, но в Тирасполе своей гимназии не было. Из учебных заведений
южных городов славилась гимназия в Одессе. Сюда и поступил учиться
Николай. Гимназия эта была привилегированным учебным заведением, здесь
ученики получали общее образование, необходимое для поступления в
университет.
В 1880 году Николай оканчивает гимназию и поступает на
естественное отделение физико-математического факультета Новороссийского
университета. Из всех предметов, которыми на первом курсе занимался
Зелинский, больше всего его заинтересовала химия. Занятия со студентами
проводил П. Г. Меликишвили, в котором Николай видел своего старшего
друга. Он же читал лекции по органической химии, уделяя большое внимание
теории химического строения Бутлерова.
Следующими этапами работы Чебышёва явились постройка новой модели
суммирующей машины и передача ее в 1878 г. в Парижский музей искусств
и ремесел, а затем создание множительно-делительной приставки к
суммирующей машине. Эта приставка также была передана в музей в
Париже (1881 г.). Таким образом, арифмометр, хранящийся в этом музее,
состоит из двух устройств: суммирующего и множительно-делительного.
Суммирующее устройство отличается от хранящейся в Ленинграде суммирующей
машины несколькими несущественными усовершенствованиями, а также
большим удобством в работе. Впрочем, последнее обстоятельство не
являлось главной задачей Чебышёва, стремившегося показать возможность
реализации новой идеи — непрерывной передачи десятков.
Ряд, новых идей был воплощен и во множительно-делительном устройстве.
Главная и наиболее плодотворная из них состояла в из тематическом
переводе каретки из разряда в разряд. Кареткой, т. е. подвижной
частью арифмометра, служила сама приставка. Для выполнения умножения
и деления она устанавливалась на суммирующей машине, образуя с ней
единый прибор. При вьшолнении умножения было нужно только вращать
рукоятку арифмометра. Число оборотов рукоятки было равно сумме знаков
множителя плюс количество разрядов множителя, уменьшенное на единицу.
Основатель анилинокрасочной промышленности в Германии химик Август
Гофман на заседании Немецкого химического общества 8 марта 1880 года
заявил: «Если бы Зинин не научил нас ничему более,
кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы
записанным золотыми буквами в историю химии».
Николай Зинин родился в 1812 году.
Сначала он занимался в саратовской гимназии. Жаждущий знаний юноша читал
все, что попадалось ему под руку в провинциальном Саратове. После
окончания гимназии он едет поступать в Казанский университет. Ректор
университета Николай Иванович Лобачевский распорядился предоставить
Зинину общежитие. И в тот же день ворота университета закрылись, был
наложен строжайший карантин: грозная тень эпидемии уже нависла над
городом.
Зинин блестяще выдержал приемный экзамен и был зачислен
на казенный счет студентом на отделение физических и математических
наук.
24 ноября 1830 года, первый учебный день в университете
положил начало новой жизни — жизни, всецело отданной науке. Профессор
математики Лобачевский и профессор астрономии Иван Михайлович Симонов в
первые же дни занятий обратили внимание на способного юношу.