Ткачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читать
Нартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читатьКапитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читатьМенделеев Дмитрий Иванович химик, открыл периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания. читатьРжавитин Игорь Викторович, герой России посмертно (Осетия, 2008) читатьМастянин Валерий - начальник 25-й пожарной части во время пожара в пос. Базарный Сызган Ульяновской области, вынес из пожара мужчину читатьПреподобный Давид Серпуховский (+1529) стяжал многие духовные дарования читатьТуполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читатьЕвфимий Сянжемский подвизались на реке Сянжеме в конце XV - начале XVI в. читатьФомин Алексей Юрьевич, Принимал участие в ликвидации бандитов, вторгшихся в Республику Дагестан. Герой России. читатьНефф Виталий Витальевич, герой России посмертно (2008, Осетия) читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьПреподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, святой, прославившийся благочестивой жизнь и многими посмертными чудесами читатьЧилингаров Артур Николаевич, впервые в истории опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса читатьГрязнов Викентий Григорьевич, бортмеханник ТУ-104, ценой своей жизни спас жизнь пассажирам самолета ТУ-104 (при попытке угона самолета) читатьПопов, Александр Степанович открывает явление радиолокации (1897 г), легшее в основу радаров читатьБелов Сергей Александрович баскетболист, тренер, олимпийский чемп (1972), 2кр чемпион мира (1967 и 1974). читатьШиллинг Павел Львович Русский учёный, электротехник, изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа читать
Он не любил говорить о себе. Если только шутя. Называл себя дирижером. И, правда, так умело почти полвека соединял в одну симфонию лучшие умы страны. Чтобы вместе они оставили далеко позади оружейников других государств.
Знаменитое Тульское конструкторское бюро он возглавил в 1962 году. И вместе со своим другом и коллегой Василием Грязевым создал самые совершенные пушки XX века.
Сенсацией была уже одна из первых разработок - пушка ГШ-23 - название в честь создателей, по первым буквам. Именно ею оснастили практически всю военную авиацию.
Самая эффективная защита на воде: рой светящихся точек на экране, 30-миллиметровые снаряды. И смертоносное облако накрывает противокорабельную ракету. В одно мгновение. Это ракетно-пушечный комплекс "Каштан". В действии. Один его боевой модуль может одновременно обстреливать 4 воздушные цели.
Его конструкторский гений проявлялся даже в мелочах. Высокоточное оружие нового поколения "Китолов-2". Боец со специальным прибором подсвечивает цель лазерным лучом. До противника - 14 километров, один стопроцентный выстрел и никаких потерь со своей стороны.
Тоже лазерная наводка плюс простота в управлении. Чтобы попасть, нужно удерживать спусковой крючок в перекрестье прицела. Это ракетная установка "Корнет". Легко монтируется на танки и другие боевые машины. Дальность ракеты 5,5 километров. Всего Аркадий Шипунов сдал на вооружение нашей армии 38 образцов оружия и боеприпасов. И ни один не уступил зарубежным аналогам.
Сохранились студенческие записи лекций Лобачевского (от 1817 года), где им делалась попытка доказать пятый постулат Евклида, но в рукописи учебника «Геометрия» (1823) он уже отказался от этой попытки. В «Обозрениях преподавания чистой математики» за 1822/23 и 1824/25 Лобачевский указал на «до сих пор непобедимую» трудность проблемы параллелизма и на необходимость принимать в геометрии в качестве исходных понятия, непосредственно приобретаемые из природы.
7 февраля 1826 года Лобачевский представил для напечатания в Записках физико-математического отделения сочинение: «Сжатое изложение начал геометрии со строгим доказательством теоремы о параллельных» (на французском языке). Но издание не осуществилось. Рукопись и отзывы не сохранились, однако само сочинение было включено Лобачевским в его труд «О началах геометрии» (1829—1830), напечатанный в журнале «Казанский вестник». Это сочинение стало первой в мировой литературе серьёзной публикацией по неевклидовой геометрии, или геометрии Лобачевского.
Одни ученые всю жизнь стремятся решать частные задачи, касающиеся тех или иных конкретных вопросов той области науки, в которой они работают. А другие пытаются поставить перед собой глобальные бытийные вопросы. Такие, например, как: есть ли жизнь на Марсе или каково происхождение человека? Ко второму типу исследователей относился Отто Юльевич Шмидт. Вопросом его жизни был: «Как образовалась Солнечная система?»
Он родился 30 сентября 1891 года в белорусском городе Могилеве. Среди предков Отто Юльевича были и мещане, и крестьяне. Он рос в большой, скромно жившей семье. Незаурядные способности внука заметил дед. Он и предложил на семейном совете всем родственникам сложиться, кто сколько может, и на эти деньги дать образование подающему надежды отпрыску рода Шмидтов.
В 1900 году Отто поступил в школу в Могилеве. Вскоре семья переехала сначала в Одессу, а потом — в Киев. В 1909 году юноша с золотой медалью закончил Вторую классическую гимназию Киева. В гимназические годы он много занимался самообразованием: читал, изучал иностранные языки, высшую математику. Именно физико-математический факультет он выбрал при поступлении в Киевский университет.
Он был совестью нескольких поколений, этот физик из плеяды последних русских интеллигентов — таких, какими их хотели видеть Чехов и Толстой. Его называли диссидентом, инакомыслящим. А он самой жизнью, своим бескорыстным служением истине доказал, что и один в поле воин. На костре новой инквизиции физик продолжал утверждать: «И все-таки она вертится!» «Она» — это История, ход которой, как речной поток, рвет берега, пробивая самый правильный путь.
Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 года в Москве. Его отец, Дмитрий Иванович, был учителем физики, но не только. Это был человек, постоянно находившийся в творческих поисках. Из-под пера Д. И. Сахарова вышла дюжина книг: учебники, задачник, популярные работы «Теплота в природе и технике», «Борьба за свет», «Физические» основы устройства трамвая». Дед Андрея Дмитриевича был адвокатом, прадед — священником. Сахаровы из поколения в поколение служили людям, стремясь помочь каждому конкретному человеку. Для них вопрос «Что делать?» всегда был важнее такого же извечно-русского «Кто виноват?».
Детство будущего ученого прошло в большой московской коммуналке, пропитанной духом коллективизма. Когда родители уходили на работу — а Дмитрий Иванович к тому времени уже преподавал в Московском педагогическом институте — с детьми оставалась бабушка. Эта замечательная женщина прекрасно знала английский язык и каждый вечер читала внукам классиков в оригинале.
Иван Иванович Артоболевский (1905-1977) — крупнейший советский ученый, академик АН СССР (1946), Герой Соц. Труда (1969). Автор многочисленных трудов по классификации, кинематике и кинетостатике плоских и пространственных механизмов и по созданию систем машин автоматического действия; создатель методов кинематического анализа механизмов. С 1966 г. председатель правления Всесоюзного общества "Знание".
В 1926 окончил факультет машиностроения Московской академии им. К. А. Тимирязева. В 1927—29 преподавал в Московском электромеханическом институте, в 1929—32 в Московском химико-технологическом институте. С 1937 — заведующий лабораторией динамики машин Института машиноведения АН СССР. В 27 лет И. И. Артоболевский становится профессором, в 34 года его избирают членом-корреспондентом АН СССР, в 40 лет И. И. Артоболевский — академик.
И.И. Артоболевский разрабатывал классификацию пространств, механизмов и дал новые методы их кинематического анализа. Написал первую в СССР монографию по пространственным механизмам «Теория пространственных механизмов», в которой описаны и систематизированы 4000 механизмов, применяемых современной техникой.
Евгений Оскарович Патон (1870-1953) - выдающийся советский инженер и ученый в области сварки и мостостроения, руководитель Института сварки, который ныне носит его имя. Герой Социалистического Труда (1943).
Родился в Ницце (Франция), в семье русского консула, окончил Политехнический институт в Дрездене (Германия). Но вернувшись в Петербург известным инженером-строителем, автором проекта Дрезденского вокзала, Патон снова сел на студенческую скамью. Спустя год сдав все экзамены и получив диплом инженера путей сообщения, он стал специалистом по сооружению железнодорожных мостов.
Известен работами по вопросам статики сооружений и конструирования железных мостов. В частности, он сформулировал принципы расчёта и построения клёпаных мостов. Евгений Оскарович — руководитель и автор свыше 50-ти проектов железных клёпаных мостов.
Преподавал в Московском инженерном училище путей сообщения (1899—1904) и в Киевском политехническом институте (1904—1938).
В 1929 году основал сварочную лабораторию и Электросварочный комитет. Руководитель Сварочного комитета и лаборатории сварки (1929—1933). В 1934 на их базе создан Институт электросварки АН УССР в Киеве. Этот институт он возглавлял до конца жизни.
Советский авиаконструктор, один из основоположников современного авиастроения, под руководством которого был создан первый в СССР цельнометаллический, реактивный и сверхзвуковой самолеты. Академик АН СССР, генерал- полковник-инженер, трижды Герой Социалистического Труда.
АНТ-2... Под таким индексом ранним утром 26 мая 1924 г. в небо поднялся первый советский цельнометаллический самолет. В тот день имя Андрея Николаевича Туполева, создателя этой небольшой, но чрезвычайно необычной для своего времени машины, появилось на заглавной странице истории авиации. За свою долгую жизнь этот уникаль-ный человек создал болеё' 130 типов самолетов, 70 из которых строились серийно: бомбардировщиков, разведчиков, истребителей, пассажирских, транспортных, морских и специальных; был автором серии торпедных катеров и аэросаней, а также гондол, двигателей и оперения дирижаблей. На протяжении многих десятилетий Туполев олицетворял славу и силу советской авиации.
Будущий легендарный авиаконструктор родился 10 ноября 1888 г. в селе Пустомазове Тверской губернии (ныне Кимрский район) в многодетной семье Туполевых. Николай Иванович служил нотариусом в окружном суде, а Анна Васильевна вела домашнее хозяйство и сама занималась обучением детей.
Алексей Николаевич Крылов родился 3 августа 1863 г. в деревне Висяга Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Ульяновская область). В 1878 г. он поступил в Морское училище, которое окончил в 1884 г. с наградой. Фамилия его, в числе лучших выпускников, была занесена на мраморную доску. В том же году А.Н. Крылов поступил на службу в компасную часть Главного Гидрографического управления, где и началась его многогранная научная деятельность. Желая применить свои математические способности в технике, А.Н. Крылов избирает своей специальностью кораблестроение. С этой целью он поступает на судостроительный завод и параллельно с технологической практикой выполняет научную работу по расчету подкреплений под орудийную башню для строившегося на этом заводе броненосца Император Николай I. Проработав год на заводе, А.Н. Крылов в 1888 г. поступил в Морскую Академию, которую окончил в 1890 г. одним из первых и был оставлен при Академии преподавателем математики и теории корабля. С этого года началась его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти до его смерти.
В 1900 г. А.Н. Крылов был назначен заведующим опытовым бассейном, построенным за несколько лет до этого по инициативе великого русского ученого Д.И. Менделеева. В этот период А.Н. Крылов совместно с вице-адмиралом С.О. Макаровым работают над проблемой непотопляемости кораблей. В 1908 г. А.Н. Крылов был назначен главным инспектором кораблестроения, а вслед за этим – председателем Морского технического комитета (МТК). Под его руководством были построены линейные корабли класса "Севастополь"
Отец русской авиации, Николай Егорович Жуковский, родился 5 (17) января 1847 г. в семье инженера путей сообщения Егора Ивановича Жуковского.
В 1876 г. Николай Егорович впервые получил возможность поехать за границу для того, чтобы познакомиться с выдающимися французскими и немецкими учеными. Во Франции Жуковский встречался с Дарбу и Резалем, в Германии - с Гельмгольцем и Кирхгоффом.
В 1879 г. Жуковский получил место профессора на кафедре аналитической механики в Московском высшем техническом училище. В 1882 г. он защитил докторскую диссертацию на тему: «О прочности движения".
Начиная с 1886 г. Жуковский читает в Московском университете курс гидроаэродинамики.
Проблемы летания заинтересовали Николая Егоровича еще в юности. В 1877 г. в Париже Жуковский познакомился с французскими исследователями, работавшими над созданием летательных аппаратов тяжелее воздуха и изучавшими полет птиц.Из этой поездки Николай Егорович привез много летающих моделей, которые демонстрировал на своих лекциях и докладах.
Начавшееся после Крымской войны и падения Севастополя перевооружение русской артиллерии, в частности, переход на нарезные и стальные дула орудий, а позже применение бездымного пороха остро поставили задачу изучения упругости газов . Менделеев ,изучая по заданию Главного инженерного управления эту проблему, столкнулся с двумя сторонами вопроса. С одной стороны, в условиях высоких давлений газ должен быть близок к "предельному объему", с другой, - при незначительной плотности газа "... можно ждать уничтожения его упругости, т.е. прекращения в дальнейшем расширения. Тогда должно будет признать существование реальной границы для земной атмосферы", - писал Менделеев.
Считая вопрос "О сжимаемости газов при столь малых давлениях, какие только можно измерять" весьма важным и требующим разработки, Дмитрий Иванович невольно должен был заинтересоваться строением верхних слоев атмосферы. Он тщательно изучает работы в этой области знаменитого английского физика Глешера, неоднократно поднимавшегося на воздушном шаре с научными целями. Позже Дмитрий Иванович писал: "Меня так заняла гордая мысль подняться выше знаменитого англичанина и постичь закон наслоения воздуха при нормальном состоянии атмосферы, что временно я оставил все другие занятия и стал изучасть аэростатику"
Михаил Александрович Рыкачев, моряк по профессии, впоследствии академик и директор Главной физической обсерватории, заинтересовался проблемой летания в конце 60-х годов прошлого столетия. В 1868 г. Рыкачев поднимался на воздушном шаре для метеорологических наблюдений. В 1871 г. в "Московском сборнике" была опубликована его статья "Первые опыты над подъемной силой винта. вращаемого в воздухе». Предпринятые исследования для определения мощности, необходимой для вращения винта определенных размеров , и веса груза, который можно поднять на воздух с помощью такого винта, Рыкачев проводил для того, чтобы построить геликоптер, на котором можно было бы, изменяя наклон оси винта, передвигаться в воздухе в желаемом направлении. Михаил Александрович тщательно проанализировал все проведенные до него опыты и расчеты, касающиеся сопротивления воздуха и воды. Он правильно отметил противоречие в коэффициентах Понселе и Дюшмена, установивших разные данные для неподвижной пластинки в текущей воде и для пластинки, двигающейся в воде с известной скоростью, свои опыты Рыкачев проводил с помощью специально сконструированного им прибора.
Прибор этот состоял из весов Роберваля, на одной чашке которых был установлен четырехлопастный винт, который приводился во вращение падающей гирей или часовыми пружинами. Движение передавалось на вал винта с помощью зубчатых колес. На другой чашке весов находилась гиря, уравновешивавшая прибор при неподвижных лопастях винта. Лопасти винта, имевшие форму трапеции, каждая площадь 2,8 кв.фута (0,26 мІ), могли быть установлены под разными углами к горизонту.
Русский ученый Александр Прохоров родился в Австралии. Туда забросила судьба его родителей, беглых ссыльных Михаила и Марию. Сменив суровую Сибирь на теплый город Атертон, Прохоровы все же не чувствовали себя счастливыми и в 1923 году, после революции и гражданской войны, гонимые ностальгией, вернулись в Россию.
Уже на исторической родине «австралиец» Александр пошел в школу и, блестяще закончив ее, поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета.
Диплом с отличием давал право немедленного поступления в аспирантуру, и Прохоров в 1929 году им воспользовался, став аспирантом Физического института АН СССР им. П. Н. Лебедева в Москве. Деятельность молодого ученого начинается в Лаборатории колебаний, и его первые исследования посвящены распространению радиоволн над поверхностью Земли. Под руководством В. Мигулина аспирант Прохоров изобретает новый метод исследования ионосферы (верхнего слоя атмосферы) с помощью интерференции радиоволн.
Многие инженеры, конструировавшие в те годы электромобили, в своих исканиях шли на ощупь, путем экспериментов. Известный теоретик в области электротехники Владимир Николаевич Чиколев (1845—1898) разработал в 1879 г. теорию регулирования скорости движения электрических экипажей с помощью контроллеров и создал конструкцию для пуска электродвигателей. Но наибольших успехов добился Ипполит Владимирович Романов.
Петербургским изобретателем были спроектированы четыре модели электромобилей: двухместная, четырехместная коляски, а также 17-местный и 24-местный омнибусы. Двухместный кэб и 17-местный омнибус построены по его проекту в 1899 г.
Малая модель следовала по конструкции наметившейся тогда оригинальной компоновочной схеме: передние колеса большого диаметра — ведущие, передача цепями от двух не связанных один с другим электродвигателей, под полом экипажа — силовая установка. Для управления машиной служили поворотные задние колеса меньшим диаметром, чем передние. Передние колеса подвешивались к стальной трубчатой раме на четырех винтовых пружинах, задние — на поперечной полуэллиптической рессоре. Все колеса — тележного типа, деревянные, со сплошными резиновыми шинами и бронзовыми втулками.
Лев Давидович Ландау (1908-68) — выдающийся российский физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР (1946 год), Герой Социалистического Труда (1954 год). Труды Ландау во многих областях физики: магнетизм; сверхтекучесть и сверхпроводимость; физика твердого тела, атомного ядра и элементарных частиц, физика плазмы; квантовая электродинамика; астрофизика и другие. Автор классического курса теоретической физики (совместно с физиком-теоретиком Евгением Михайловичем Лифшицем). Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1946, 1949, 1953), Нобелевская премия (1962).
Детство будущего физика
Лев Ландау родился в Баку 9 января (22 января) 1908 года в интеллигентной семье (отец – инженер-нефтяник, мать – врач). В семье было двое детей. С сестрой Софьей Ландау дружил всю жизнь. Его математические способности проявились уже в школе, которую он закончил в 13 лет. По свидетельству физика-теоретика Евгения Михайловича Лифшица, Ландау «говорил, что почти не помнит себя не умеющим дифференцировать и интегрировать».
Русский физик Павел Алексеевич Черенков (1904-1990) родился в Новой Чигле вблизи Воронежа. Его родители Алексей и Мария Черенковы были крестьянами. Окончив в 1928 году физико-математический факультет Воронежского университета, он два года работал учителем. В 1930 году он стал аспирантом Института физики и математики АН СССР в Ленинграде и получил кандидатскую степень в 1935 году. Затем он стал научным сотрудником Физического института им. П. Н. Лебедева в Москве, где и работал в дальнейшем.
В 1932 году под руководством академика С. И. Вавилова Черенков начал исследовать свет, возникающий при поглощении растворами излучения высокой энергии, например излучения радиоактивных веществ. Ему удалось показать, что почти во всех случаях свет вызывался известными причинами, такими, как флуоресценция. При флуоресценции падающая энергия возбуждает атомы или молекулы до более высоких энергетических состояний (согласно квантовой механике, каждый атом или молекула обладает характерным множеством дискретных энергетических уровней), из которых они быстро возвращаются на более низкие энергетические уровни. Разность энергий более высокого и более низкого состояний выделяется в виде единицы излучения - кванта, частота которого пропорциональна энергии. Если частота принадлежит видимой области, то излучение проявляется как свет.
23 октября 2008 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося физика, одного из первых советских лауреатов Нобелевской премии по физике, академика Ильи Михайловича Франка.
Его путь к вершинам науки был «скромным, но последовательным», что в полной мере соответствовало и характеру Ильи Михайловича. Он родился в 1908 г. в Петербурге в семье интеллигентов. Его отец, талантливый математик и прекрасный педагог, во многом определил будущее своих сыновей. Брат Ильи Михайловича, Глеб, стал известным специалистом по биофизике. Мать много лет работала врачом, в основном как специалист по костному туберкулезу. В детстве Илья много болел и не очень регулярно учился в школе. Может быть, уже отсюда берет начало его умение очень бережно обращаться со временем и своими силами. Ни то, ни другое он никогда не тратил впустую. Уже будучи пожилым человеком, он писал: «В молодости практически невозможно отказаться от ошибочной мысли, что впереди неограниченно много времени и можно всё успеть в будущем
Евгений Фёдорович Драгунов родился 20 февраля 1920 года в городе Ижевске. И дед, и прадед будущего конструктора были оружейниками что, по-видимому, предопределило его судьбу. В 1934 году после окончания семи классов общеобразовательной школы он поступил в Индустриальный техникум, готовивший специалистов для оружейного завода. Там Евгений Фёдорович получил не только теоретическую, но и практическую подготовку, с утра студенты техникума 4-5 часов занимались в классах, а вечером 4 часа работали в мастерских, где осваивали слесарное дело, учились работать на токарных и фрезерных станках. Несмотря на напряжённый режим учёбы находилось время и для увлечений: Драгунов серьёзно занимался стрелковым спортом и ко времени окончания техникума он уже был инструктором стрелкового спорта первого разряда. После окончания техникума Евгений Федорович был направлен на оружейный завод, где стал работать технологом в ложевом цехе.
Осенью 1939 года Драгунов был призван в ряды РККА и отправлен служить на Дальний Восток. После двух месяцев службы его направили в школу младших командиров АИР (артиллерийской инструментальной разведки). Успехи в стрелковом спорте помогли Евгению Федоровичу в дальнейшем течении службы, после окончания школы он был назначен оружейным мастером школы. Когда с началом войны на базе школы было сформировано Дальневосточное артиллерийское училище, Драгунов стал старшим оружейным мастером училища. В этой должности он прослужил до демобилизации осенью 1945года.
Летом 1945 года Р. Е. Алексеев с коллегами спустил на воду первый катер «А-5». Он показал на испытаниях исключительную скорость более 37 узлов. Таких характеристик не имел тогда ни один советский боевой корабль на то время. Но после окончания второй мировой войны катер на подводных крыльях уже никого не интересовал. Сама идея его существования казалась абсурдной. В 1946 году чтобы добиться признания своего детища руководством страны, Р. Е. Алексеев отправился по Волге в Москву на опытном катере «А-5». Со стороны это могло показаться авантюрой, но только так, по мнению молодого инженера можно было заявить о себе. Бдительные органы арестовали нежданного гостя на скоростном катере, но через несколько дней слухи дошли до главного штаба ВМФ. На «задержанный» корабль прибыла высокая комиссия. Ростислав Евгеньевич Алексеев прокатил одного их адмиралов на своем катере и привел его в неописуемый восторг. Вскоре лаборатории Р. Е. Алексеева предложили участие в разработке серийного торпедного катера, в котором нуждался СССР. На него конструкторы впервые поставили подводные крылья.
В 1948 году в Севастополе состоялись первые испытания торпедного катера с подводными крыльями. В штормовых условиях он показал грандиозную по тем временам скорость - 43 узла. Даже сегодня этот показатель выше скорости малого ракетного корабля. В 1950 годах ВМФ СССР получил целую серию торпедных катеров проекта 123БИС.
Гипотеза Пуанкаре и особенности русского менталитета.
Если кратко: Безработный профессор, которому всего 40 лет, решил одну из 7 самых сложных задач человечества, живёт в панельке на окраине города с мамой и вместо того чтоб получить премию о которой мечтают все математики мира, ну и в придачу миллион долларов, он ушёл собирать грибы и просил его не беспокоить.
А теперь более подробно:
Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре, отказывается от многочисленных наград, и денежных премий, которые присуждают ему за это достижение, сообщает газета Guardian. После широкомасштабной проверки доказательства, которая продолжалась почти четыре года, научное сообщество пришло к выводу, что решение Перельмана верно.
Гипотеза Пуанкаре относится к числу семи важнейших математических "задач тысячелетия”, за решение каждой из которых Математический институт Клэя (Clay Mathematics Institute) назначил премию в один миллион долларов. Таким образом, Перельман должен получить вознаграждение. Ученый не общается с прессой, но газете стало известно, что Перельман не хочет брать эти деньги. По словам математика, комитет, присуждавший награду, недостаточно квалифицирован, чтобы оценить его работу.
В 1960 году в переполненном актовом зале Физического института имени П.Н. Лебедева читал лекцию уже очень пожилой Нильс Бор. Он рисовал на грифельной доске замысловатые изображения и с явным удовольствием комментировал их.
За столом сидел Игорь Евгеньевич Тамм. Он внимательно слушал и рассматривал сложные рисунки, которые Бор очень искусно делал. Бор читал лекцию по-английски. Когда наступала пауза для перевода, Бор садился и разжигал свою погасшую трубку. Тамм стремительно поднимался со своего места и быстро объяснял сущность того, о чем рассказывал Бор. Он, собственно, не переводил лекцию Бора, а излагал ее на своем родном языке.
Пока Тамм говорил, двигаясь вдоль доски, Бор отдыхал. Он с интересом слушал Тамма, хотя и не понимал по-русски, внимательно и с удовольствием наблюдал за его движениями и за реакцией аудитории. Когда слушатели проявляли оживление, Бор счастливо улыбался. С большим вниманием он также следил за тем, что Тамм писал на доске.
Тамм прекрасно понимал речь Бора, его особенный язык, насыщенный весьма сложными нюансами. Бор говорил свободно по-английски, но с поразительным только одному ему присущим «скандинавским» акцентом, который правильнее было назвать «боровским» акцентом.