Ползунов Иван Иванович, русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя. читать
Михаил Клопский - монах, святой, юродивый. обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего читатьКурчатов Игорь Васильевич, советский физик, создатель атомной бомбы, и первой в мире атомной электростанции читатьПреподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни читатьФедоров Святослав Николаевич, впервые в мире внедрил целый ряд новейших методов микрохирургии глаза читатьЛандау Лев Давидович, выдающийся советский физик, Нобелевский лауреат (1962), Герой Социалистического Труда (1954). читатьКапица Петр Леонидович, нобелевский лауреат по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия читатьВойно-Ясенецкий Валентин Федорович, хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ, а с апреля 1946 архиеп. Симферопольский читатьКрамник Владимир Борисович чемпион мира по «классическим шахматам» (по версии ПША) в 2000—2006, 14-й официальный чемпион мира читатьСкобликова Лидия Павловна, единственная в мире 6-кратная Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту читатьШелохвостов Иван Юрьевич капитан спецназа Герой России. В 2003 году в Аргуне, прикрывая отход группы, уничтожил 14 бандитов читатьБабицкий Андрей Витальевич, зав.отделением детской паталогии, при отключении света 20 минут вручную качал воздух в аппараты детям читатьСусанин Иван Осипович, не выдал полякам место пребывания юного царя (Михаила Романова), за что был зверски убит читатьКотельников Глеб Евгеньевич, создает в 1911 году первый в мире ранцевый парашют читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьВасилий Дмитриевич Поленов - выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. читатьЦзю, Константин Борисович боксёр, трёхкратный чемпион СССР 1989–1991, абсолютный чемпион мира (по версиям WBC/WBA/IBF) среди профессионалов читатьКапланов Лев Георгиевич зоолог, занимавшийся исследованиями и охраной тигров на Дальнем Востоке. Убит браконьерами читать
Святой Алексий (Гневушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника. По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины.
В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел Ангела, держащего в руках Святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве.
Преподобный отец наш Феодор Санаксарский родился в 1719 году близ села Романова, Ярославской губернии, в родовом имении благочестивых дворян Игнатия и Ирины Ушаковых, и при святом крещении был наречен Иоанном. Возраставшего в родительском доме отрока от юности напитывали благочестием, усердно научая его Закону Божиему и добродетельной жизни. Когда Иоанну было четыре года, у него умерла мать. Вскоре отец женился второй раз. Его новая супруга Параскева и воспитала отрока Иоанна в вере и благочестии.
Когда Иоанн достиг совершеннолетия, его родители, как люди состоятельные, определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где за особое усердие Иоанна вскоре произвели в сержанты.
Епископ Феодосий (в миру Иван Федорович Ганицкий) родился 30 июля 1860 г. в семье священника Феодора Ганицкого в селе Руда Васильковского уезда Киевской губернии. По окончании Киевской семинарии Иван Федорович был назначен в 1882 г. преподавателем Закона Божия при Ак-Шенхском народном училище в Перекопском уезде Таврической губернии.
17 апреля 1899 г. в Крестовой церкви Таврического архиерейского дома он был пострижен в монашество. 19 апреля 1899 г. монах Феодосий был рукоположен во иеродиакона, а на следующий день – во иеромонаха с назначением настоятелем церкви при Таврическом Епархиальном свечном заводе; 5 мая переведен в экономы Архиерейского дома. 7 ноября 1900 г. иеромонах Феодосий временно был назначен благочинным всех монастырей Таврической епархии. 17 декабря возведен в сан игумена, а 28 декабря – переведен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря. Во время Русско-Японской войны он отправился на Дальний Восток в качестве настоятеля походной церкви. В 1905 г. возвратился в Москву, где был награжден за усердие и труды, понесенные во время военных действий.
Родился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки, Белостокского уезда, Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ храма.
В 60 верстах от Белозерска в селе Вещеозерске (на берегу Вещозера) жил богатый благочестивый крестьянин Никифор Ошевень с женой своей Фотинией. Они славились и высокой христианской жизнью, и особенно милосердием к бедным.
Было у них три сына и дочери. Однажды Фотинии во время молитв в храме явилась Пресвятая Богородица с прп. Кириллом Белозерским (который был тогда еще жив) и сказала ей, что у нее родится еще сын, через которого прославится имя Господне и многие получат спасение. Когда младенец этот родился (1427), его назвали Алексием. Рос он быстро. Был он всегда весел, ко всем приветлив и по примеру родителей любил помогать бедным, но был не по летам сдержан. Он так любил учиться, что готов был не отрываться от книг ни днем ни ночью, и учитель, удивляясь его успехам, говорил: «От Бога далось ему понимание грамоты, а не от моего преподавания!»
Раз он молился в храме, говоря: «Господи Иисусе Христе! Не скрой от меня заповедей Твоих, но подай разум мне, ищущему Тебя во всем!»
Священномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания Камышинского духовного училища, он закончил Саратовскую Духовную Семинарию. Будучи студентом Казанской Духовной Академии, Константин принял монашество с именем Виктор. В 1903 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность настоятеля Троицкого собора города Хвалынска. С 1905 по 1908 годы отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, затем, с 1909 года являлся смотрителем Архангельского Духовного училища.
Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1885 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее — Димитрий и Наталия, крестьяне — были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев — Иван и Михаил, и две сестры — Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды.
При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него. Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей.
Преподобномученица Тамара родилась в 1876 году на хуторе Уустало волости Касти Гапсальского уезда Эстляндской губернии в лютеранской семье крестьянина Георга и Мари Сатси. Родители нарекли девочку Марией. Когда Марие было 7 лет умерла ее мать, а вскоре и отец. В 1886 году в селе Марьямаа, к лютеранскому приходу которого относился хутор Уустало, открылся православный приход, тогда многие из лютеранской веры перешли в православную. Окончив 4 класса сельской школы, Мария поступила в 1888 году в возрасте 12 лет в приют для девочек-сирот при женской общине в Иевве, основанной в этом же году. В приюте воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству. В 1892 году община была преобразована в Свято-Успенский женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игуменья Варвара (Блохина).
Виссарион Мефодиевич Селинин (+ 1918), священник, настоятель храма Илии пророка в селе Урджар Лепсинского уезда Семиреченской области и благочинный церквей Урджарского округа Туркестанской епархии, священномученик. Родился в 1876 году.
Окончил два класса Владимирской духовной семинарии и с 1896 года служил псаломщиком во Владимирской епархии.
В 1899 году был назначен псаломщиком в храм в селе Песчанское Павлодарского уезда Омской губернии.
В 1902 году рукоположен во диакона к этой церкви.
В 1905 переведен в храм святых мучеников Флора и Лавра в городе Павлодаре.
Федор Георгиевич Недосекин родился 10 ноября 1889 года в селе Новоселки, Рославльского уезда, Смоленской губернии в семье диакона Георгия Петровича и его супруги Феодосии Петровны.
Окончив учительскую семинарию, он в течение многих лет работал учителем, а затем окружным инспектором школ.
В 1913 году Федор Георгиевич женился на девице Зинаиде, дочери протодиакона Иоанна Мухина, служившего в селе Спасском Рославльского уезда. В 1905 году Зинаида окончила епархиальное училище и работала учительницей в школе села Новоселки. Кроме других предметов она преподавала пение, и её школьный хор постоянно участвовал в церковных богослужениях. Впоследствии в семье Федора Георгиевича и Зинаиды Ивановны родилось восемь детей – пять мальчиков и три девочки.
После октябрьского переворота 1917 года Федор Георгиевич в течение нескольких лет продолжал работать учителем в Новоселковской школе.
Священноисповедник Михаил родился 26 июля 1889 года в Минской губернии в семье священника Константина Новицкого, служившего в одном из храмов в Мозырском уезде. Михаил окончил гимназию и Санкт-Петербургский историко-филологический институт. По окончании института он в 1914 году обвенчался с девицей Зиновией, дочерью священника Николая Корзуна, и был направлен преподавать латинский язык в Минскую мужскую гимназию. В 1914 году началась Первая мировая война; Михаила Константиновича из-за его близорукости освободили от воинской повинности, и вместе с супругой он был эвакуирован в город Омск, где продолжал работать в одном из учебных заведений преподавателем.
В 1920 году Михаил Константинович вернулся в Минск и в том же году был рукоположен во священника к Петропавловскому храму в местечке Узда Минского уезда. Прихожане полюбили ревностного и отзывчивого священника, всегда готового прийти на помощь, и помогли его семье пережить голод 1930–1931 годов.
Преподобный Паисий, Христа ради юродивый (в миру Прокопий Григорьевич Яроцкий, 1821–1893), родился 8 июля 1821 года в городе Лубнах Полтавской губернии в многодетной и состоятельной семье мещан. Его мать была глубоко верующей и благочестивой женщиной, и всех своих детей воспитала в благочестии и чистоте. Особенно она любила принимать странников и богомольцев.
Младенец Прокопий, как младший в семье, пользовался особенно любовью матери, и она, в простоте любящего сердца, старалась посвятить все свои силы и разумения на воспитание его.
В 10 лет Прокопия определили в Киево-Подольскую духовную бурсу. Юноша часто убегал из училища в Лавру, не появлялся дома.
Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг.
В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом (память 30 июля), который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием (память 27 сентября) прожил 6 лет.
Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе.
Будущий священномученик родился 23 сентября 1889 года в селе Русская Цильна Симбирского уезда, в семье одного из самых уважаемых священников Симбирской епархии, в будущем протоиерея и благочинного, — отца Феодора Васильевича Гневушева. У отца Феодора и матушки Клавдии Николаевны было четверо детей — два сына и две дочери. Сыновья — Сергей и Александр — стали священниками, а дочери продолжили труды своего отца на ниве народного образования — стали учительницами. Духовное образование братья Гневушевы получили в Симбирской Духовной Семинарии: старший закончил её в 1911 году, младший — на год позже.
14 марта 1913 года Александр Гневушев был назначен псаломщиком в своём родном селе Русская Цильна, в храме, возведённом трудами отца (отец в это время был уже переведён в г. Буинск).
Иерей Александр Орлов родился в начале 1878 года в селе Маккавеево Рязанской губернии Касимовского уезда. Его отец в год рождения своего сына был учителем церковно-приходской школы в деревне Самылово, которая входила в приход Покровского маккавеевского храма. Сохранилась «Духовная книга» Покровского храма, в которую заносились имена прихожан, за время Великого Поста прошедших исповедь. В ней есть запись, датированная апрелем 1878 года: « На исповеди был Василий Евдокимович Орлов и его дети: Николай, возраста двух лет, и Александр – четырех месяцев». Интересно, что в такие книги вносились даже младенцы, а в графе «Был ли на исповеди» отмечалось: « Не был. По малолетству». Таким образом, «Духовная книга» вела своего рода летопись прихода и его прихожан. К сожалению, более точная дата рождения отца Александра неизвестна.
Преподобномученица Марфа родилась в 1883 году в деревне Арга Тамбовской губернии в бедной крестьянской семье. В 20-летнем возрасте Марфа поступила в Серафимо-Дивеевский монастырь, где с 1901 года проживала ее младшая сестра Пелагия.
Как и все дивеевские сестры, инокиня Марфа после разорения обители лишилась крова и страдала от притеснений властей. Вместе с Анастасией Милюковой она поселилась в сторожке при церкви села Развилье Борского района Горьковской области. Главным занятием матушек было чтение в храме, молитва. Верующие люди с уважением относились к дивеевским сестрам, приходили спросить совета, просили святых молитв о себе и близких, и сами помогали матушкам выжить, делясь с ними продуктами и деньгами.
Преподобномученик Сергий (Сергей Александрович Крестников) родился 1 июля 1893 года в городе Москве. Окончив школу, он в 1905 году поступил в Московский Покровский монастырь и до 1915 года пел здесь в хоре. Затем в течение двух лет пел в хорах московских церквей и, сделав за это время свой окончательный выбор, поступил в 1918 году послушником в Троице-Сергиеву Лавру; здесь он прожил до закрытия обители в 1922 году.
После этого он пел в хоре Пятницкой церкви в Сергиевом Посаде, а в 1928 году стал служить псаломщиком в храме на Кукуевском кладбище, где был похоронен старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев). Здесь послушник Сергий был и псаломщиком, и сторожем, и председателем церковного совета.
…Курляндская губерния. Город Якобштадт. На дворе 5 января 1870 года. Мороз, снег, предпраздничная Рождественскаясуета, а в доме священнослужителя Иоанна Гаварина сугубая радость - родился сын, который спустя несколько дней при крещении будет наречен Николаем, в честь святого Николая Чудотворца.
Город, в котором родился будущий святой, – это нынешний город, а точнее половина нынешнего города Eкабпилса, находящегося примерно по середине между Ригой и Даугавпилсом. Дело в том, что современная история Екабпилса разделяется на истории сразу двух городов – Крустпилса и Якобштадта, располагавшихся на противоположных берегах реки Даугавы, а в 1962 году объединившихся в один большой город. Раскол Русской Православной Церкви XVII века, возникший в ходе проведения церковной реформы предпринятой патриархом Никоном, заставил старообрядцев спасаться от гонений царского правительства на берегах Западной Двины. Именно их поселения с 1670 года и стали называться Якобштадт в честь давшего ему городские права Якоба Кеттлера, герцога Курляндского.
Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец получил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим. В 1512 году крымские татары под предводительством Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтожо во взятии града Рязани», прошли быстрым и неожиданным опустошительным рейдом по берегам Оки. В числе многих и Иоанн семнадцатилетним отроком был уведен в плен. Много пришлось терпеть в плену юноше, но в суровых испытаниях вера Христова, еще в родительском доме глубоко укоренившаяся в сердце, принесла плод сторицей. Уповая на Господа, будущий святитель молился и пел приходившие на память псалмы, жил, как живет послушник в монастыре, неприметно навыкая послушанию, незлобию и терпению. Спал Иоанн совсем мало, к еде почти не притрагивался, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе даже ожесточенные сердца иноверцев, которые, невольно признав его достоинства, стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими. Постепенно, благодаря незаурядным способностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски.
Память его празднуется 11 апр. 6 день тезоименитства с прп. Иаковом Железноборовским, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых.
Прп. Иаков Брылеевский (из рода дворян Брылеевых) был учеником прп. Иакова Железноборовского (память его 11 апр.) и трудником Железноборовского Предтеченского монастыря (слово "трудник" имеет два значения труженик и послушник). Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря, по направлению к городу Бую. Прп. Иаков окончился в XV в и был погребен в Введенской церкви в пустыне.