Королев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читать
Крючков Козьма Фирсович, первый из рядовых, награжденный в 1914 году георгиевским крестом за неравный бой с немцами читатьКарелин Александр Александрович, трехкратный олимпийский чемпион читатьПетляков Владимир Михайлович советский авиаконструктор, создатель самого массового советского фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 читатьБрюллов Карл Павлович художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма читатьЗырянов Дмитрий Борисович стрелок пулеметчик 1-й группы спецназа в/ч 6749 погиб при штурме с. Комсомольское. Награжден орденом мужества читатьГерман, Алексей Юрьевич кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер Обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читатьСкобликова Лидия Павловна, единственная в мире 6-кратная Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту читатьЛосев Олег Владимирович, забытый и непризнанный первооткрыватель в области полупроводниковых технологий читатьКапланов Лев Георгиевич зоолог, занимавшийся исследованиями и охраной тигров на Дальнем Востоке. Убит браконьерами читатьЛазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читатьВасилий Дмитриевич Поленов - выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. читатьСкурлатов, Алексей Иванович разведчик и связист, кавалер двух орденов Красной Звезды прообраз «Алёши», памятника в г. Пловдив читатьЦзю, Константин Борисович боксёр, трёхкратный чемпион СССР 1989–1991, абсолютный чемпион мира (по версиям WBC/WBA/IBF) среди профессионалов читатьКузьмин Матвей Кузьмич, повторил подвиг Ивана Сусанина, выведя немецкий батальон на русские пулеметы (1942) читатьСусанин Иван Осипович, не выдал полякам место пребывания юного царя (Михаила Романова), за что был зверски убит читатьЦыденжапов, Алдар Баторович матрос погиб во время тушения пожара на эсминце "Быстрый" предотвратив взрыв и гибель 300 человек читать
Родился 10 сентября 1923 г. Окончил Ленинградский Государственный Университет. С 1967 г. работал в Петербург-концерте.
Евгений Валентинович – человек уникальной эрудиции и широчайшего кругозора. Его выступления неизменно поражают богатством материала, оригинальностью суждений, изяществом речи, неординарностью ассоциаций и параллелей, блестящим ораторским мастерством. Его вкус, умение проникать в суть явлений, подмечать тончайшие нюансы и открывать новое, его стремление быть подлинным хранителем таинств русской словесности притягивают зрительскую аудиторию. У творчества Евгения Валентиновича много поклонников. Он работает на лучших площадках Санкт-Петербурга. Его авторству принадлежат такие просветительские музыкально-литературные проекты, как: «Духовные искания русских писателей», «Земная жизнь и жизнь вечная», «Христианство и мирская власть», Искусству дань мы отдадим», «Шедевры русской литературы ХIХ века», «Избранные страницы русской
Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930). Поэт-самоучка, из семьи крепостного, учился у деревенского дьячка грамоте «две неполных зимы», а в 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в Петербург, «в люди». Работая мальчиком-половым в трактире «Кавказ», пристрастился к чтению газет и «лубочных» книг и вскоре стал постоянным читателем Публичной библиотеки.
Мечта об учении оказалась неосуществимой, так как в поисках заработков С. Дрожжин начал скитаться по России (от Москвы до Ташкента), устраиваясь на работу лакеем, приказчиком, продавцом в лавках и т.п.
С 16 лет стал пробовать сочинять сам, и в 1873 появилась первая его публикация в журнале «Грамотей», где печатались в основном такие же «самодеятельные» писатели, как Дрожжин. Постепенно он свел знакомство с писателями, близкими крестьянской среде, и они, заинтересовавшись необычной судьбой С. Дрожжина, стали покровительствовать ему, помогая печататься в столичных журналах (в начале 1900-х гг. он вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа).
Н. А. Касаткин впервые в истории русской традиционной живописи создал, еще в начале 1900-х гг., своеобразную галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что был ценим и оберегаем молодой советской властью, возведен в патриархи живописного социалистического реализма, одним из первый удостоился звания (1923) "народный художник республики".
Сын видного московского гравера А. А. Касаткина, он учился в МУЖВЗ (с 1873) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова. Получил в 1883 г. высшую награду училища - большую серебряную медаль и звание художника за картину "Нищие на церковной паперти".
После окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании "Русской истории в картинах", первого настольного календаря и др.
Поэт, прозаик, историк литературы, библиограф. После окончания Екатеринославской гимназии (1860), учился в Харьковском университете (окончил в 1864 г.), в 1868 г. вольнослушатель Петровской земледельческой академии в Москве, до августа 1878 г. (переезд в Петербург) жил в Харькове и Екатеринославле. Все это заставило М.Д. Эльзона засомневаться во встречах Достоевского с Быковым в 1861 г. в редакции «Времени», о чем Быков пишет в своих воспоминаниях «Силуэты далекого прошлого»: «...Однажды я с замиранием сердца шел в редакцию только что возникшего в тот (1861) год толстого ежемесячника "Время" братьев Достоевских <...>. И, наконец, я увидел его [Достоевского]. Немного выше среднего роста, он смотрел старше своих сорока лет, шел сгорбившись и слегка вперевалку. Порою казалось, будто он хочет налететь на кого-то и, точно спохватившись, замедляет шаги. Глаза его быстро перебегали от одного лица к другому. Толстая мрачная складка легла у него между бровей, густых, взъерошенных; губы как-то нервно подергивались. Бегающие глаза его остановились вдруг на мне. Я с большим трудом мог выносить его испытующий, можно сказать, пронизывающий насквозь, взгляд, от которого становилось неловко, даже как будто жутко.
Училась в закрытом монастырском пансионе в Мюнхене игре на фортепиано и пению. В 1888 году с малой серебряной медалью окончила Московскую консерваторию. Затем в течение года совершенствовала вокальное мастерство в Италии. Дебютировала в миланском театре Dal Verme.
По возвращении в Россию была принята в Большой театр, пела под фамилией Скомпская. Выступала в Большом театре до 1892 года. Уехала лечиться во Францию. В Париже брала уроки у знаменитой французской певицы Миолан-Карвальо. Композитор Массне предложил ей взять сценический псевдоним Больска.
В 1896 году с огромным успехом выступила в театре «Лисео» в Барселоне в партии Офелии. По приглашению Директора императорских театров И. А. Всеволожского начала выступать в Мариинском театре, в котором пела до 1918 года.
Михаил Иванович Вавич (1881-1930), черногорец по национальности, родился в Одессе в дворянской семье.
Юношей поступил в одну из опереточных трупп на должность статиста.
Первым его успехом стало выступление в оперетте "Веселая вдова" Ференца Легара, где он исполнил песню "Качели". Мягкий бархатный бас молодого артиста покорил публику. Значительную роль в жизни певца сыграла встреча с московским меценатом Тумпаковым. Оценив яркую сценическую внешность юноши и красивый от природы тембр, Тумпаков уговорил Вавича поехать с ним в Москву. Там артист получает самые ответственные роли практически во всех постановках труппы Тумпакова – "Гейша", "Король веселится", "Ярмарка невест" и других.
«Когда сейчас вспоминают печатно или устно о 3акушняке – вспоминают, к сожалению, чрезвычайно редко, – непременно спешат указать, что он явился основоположником жанра художественного чтения, что до него этого жанра в профессиональном смысле не существовало, что он утвердил на эстраде приоритет большой литературы и т. д., и т. п. Все это, безусловно, верно и справедливо. Но мне хочется начать свои скромные воспоминания об Александре Яковлевиче Закушняке с другого. Мне хочется прежде всего сказать, что это был умный, веселый, легкий, добрый, красивый человек. Красивый и своим внутренним миром, и внешним обликом.
Вот я сейчас пишу об Александре Яковлевиче, вспоминаю его и ловлю себя на том, что невольно улыбаюсь. И в жизни так было: смотришь на Закушняка, разговариваешь с ним, и сам не замечаешь, как начинаешь приветливо ему улыбаться, – таким приятным, милым, обходительным был этот человек. Невысокий, стройный, худощавый, с тонким подвижным лицом, живыми, выразительными глазами, он располагал к себе уже самой своей наружностью. В общении же он привлекал деликатностью, мягкостью, непосредственностью.
Гениальные произведения Владимира Маяковского вызывают истинное восхищение у миллионов его почитателей. Он заслуженно относится к числу величайших поэтов-футуристов 20 века. Кроме того, Маяковский проявил себя неординарным драматургом, сатириком, кинорежиссёром, сценаристом, художником, а также редактором нескольких журналов. Его жизнь, многогранное творчество, а также полные любви и переживаний личные отношения и сегодня остаются не до конца разгаданной тайной.
Талантливый поэт родился в небольшом грузинском селе Багдати (Российская империя). Его мать Александра Алексеевна принадлежала к казацкому роду из Кубани, а отец Владимир Константинович работал простым лесничим. У Владимира было два брата – Костя и Саша, которые умерли ещё в детстве, а также две сестры – Оля и Люда.
Иван Сергеевич Рукавишников (1877-1930) происходил из старообрядческой семьи купцов-миллионеров. Воспитывался в Нижегородском дворянском институте, но из-за болезни (туберкулез) неоднократно прерывал учебу для лечения в санаториях. В школьные годы увлекся живописью и сочинительством. Получил в Петербургском университете специальность археолога. Ушел из семьи, был проклят отцом и «прозябал без гроша» в столице. Семь лет упорно занимался живописью, под влиянием М. Горького предпочел в конце концов литературу.
Стал печататься одновременно в сборниках писателей-реалистов «Знание» и в символистском журнале «Весы». В 1901-1904 издал три книги «Стихотворений», где проявил себя усердным учеником «старших» символистов.
Восторженно встретил революцию 1905 года риторическими стихами — «Кто за нас — иди за нами!» и самоотверженной работой в организации эсеров. В 1907 вернулся к выпуску сборников «Стихотворений». О четвертой книге критика писала, что ее «надо выжать», тогда она станет много лучше.
В конце 19-го начале 20-го веков жил и творил Александр Яковлевич Головин - художник, сценограф и народный артист РСФСР. Он работал в основном темперой и пастелью, создавая колоритные пейзажи, натюрморты и портреты. Мы рады приветствовать Вас на сайте, который расскажет Вам о жизни и творчестве этого замечательного мастера.
Александр Головин. АвтопортретРазвитие изобразительного искусства неотделимо от развития общества. Все этапы его становления, роста, расцвета и увядания, предшествующего новому витку Жизни, идут в ногу со Временем, вне которого порой очень сложно осмыслить тенденции и причины отдельных явлений. Лучшие произведения художника Александра Яковлевича созданы в период, называемый «серебряным веком» российской культуры. К этому времени государство и общество, уже пройдя большой путь от состояния застоя через все более активную социализацию, вступали в период нарастающего мутного бурления, предшествующий неумолимо приближающемуся революционному взрыву. Следуя общим тенденциям, российская живопись, разбуженная в натуралистических полотнах Венецианова и Шишкина, напитавшаяся романтизмом Саврасова и чувственностью Левитана, мощно социализированная «передвижниками», дала последний всплеск перед увяданием и будущей гибелью эпохи в «Черном квадрате» Малевича.
Поэт, прозаик, переводчик, мемуарист. Член литературного кружка «Среда». Публикации в журналах «Русское дело», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русская мысль», «Мир Божий», «Журнал для всех», «Нива» и др. Стихотворные сборники «Искренние песни» (М., 1902), «Стихотворения 1882–1909 гг. Кн. 1» (М., 1909), «Атава. Стихотворения. Вторая книга» (М., 1915).
«В доме его, где рос будущий поэт, никогда не было ни одной книги, иметь которые считалось более чем излишним, а сочинять их – крайне предосудительным и неприличным, да никому и в голову не могло прийти, чтобы мог среди них оказаться такой отступник…В доме никто, конечно, не подозревал, что Иван Алексеевич любит книги, много читает и много вычитывает из них существенного для жизни – не портного Белоусова, но Белоусова-поэта, каковым он родился и каковым был всю свою жизнь до конца, и это призвание свое считал самым лучшим для человека, самым славным, самым радостным, как бы оно ни было иногда тяжело.
В конце XIX — начале XX веков трудно было в Москве найти человека, не знавшего дядю Гиляя — известного публициста и бытописателя Владимира Алексеевича Гиляровского. Громадный, похожий на циркового борца, Гиляровский совершенно не укладывался в привычный образ вечно спешащего репортера, стремящегося раскопать что-то сенсационное. Создавалось впечатление, что к этому внешне неторопливому человеку все сенсации стекаются сами, не даром же он знал все, что происходит в Москве — от ночной поножовщины на Сухаревке, о которой и духом не ведала полиция, до предполагаемого приема у генерал-губернатора, организацию которого тот только что успел обсудить с приближенными.
Дядя Гиляй был не просто популярен, он был любим москвичами. Ему везде были рады, будь то светский прием, актерская вечеринка или воровской кутеж в притонах Тишинки.
Иван Аксенов родился в Путивле в дворянской семье. Окончил кадетский корпус в Киеве, затем в 1905 г. Николаевское военно-инженерное училище в Москве.
В 1906-1908 гг. служил в инженерных войсках в Киеве. В 1908 г. после бунта саперного батальона, который он поддержал, Аксенов был судим, месяц провел в тюрьме, а затем отправлен служить в Сибирь. Через два года его перевели обратно в Киев.
За время ссылки Аксенов успел сформироваться как литератор, начал публиковать стихи и рецензии.
25 апреля 1910 г. Аксенов был шафером на свадьбе Анны Горенко и Николая Гумилева.
Уже в киевский период Аксенов зарекомендовал себя не только как поэт, но и как художественный критик. В 1912 г., во время посмертной выставки М. Врубеля, в «Киевской неделе» он опубликовал статью «Врубель, Врубель и без конца Врубель».
Полотна Казимира Малевича известны миллионам, но понятны единицам. Одних картины художника пугают и раздражают простотой, других восхищают и завораживают глубиной и тайными смыслами. Малевич творил для горстки избранных, но равнодушным не оставил никого.
Прожив насыщенную исканиями жизнь, первопроходец русского авангарда подарил потомкам все, чем живет искусство сегодня, а его картины парадоксальным образом выглядят современнее нарисованных последователями.
Детство и юность
Казимир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 1879 года. Биография художника загадочна и полна «белых пятен». Одни называют годом рождения будущего кубиста 1879-й, другие – 1978-й. По официальной версии Малевич родился в Киеве, но есть и те, кто склонен считать малой родиной художника белорусский городок Копыль, а отцом Казимира – белорусского этнографа и фольклориста Северина Малевича.
Гражданский инженер (архитектор), педагог, композитор и виолончелист.
Выпускник ИГИ 1883 г.
Профессор (1900), директор (1904–1905), затем заслуженный профессор ИГИ. Действительный статский советник.
Специалист по строительным материалам и строительной технологии, основоположник научного строительного материаловедения. Как архитектор строил в Петербурге.
Секретарь (1893), товарищ (заместитель) председателя Петербургского общества архитекторов (ПОА), редактор журнала «Зодчий» (1896), непременный член Комитета по техническим делам Министерства торговли и промышленности (1910-е гг.). Почетный председатель Ленинградского общества архитекторов (ЛОА, 1927).
Когда думаешь о советских композиторах старшего поколения, к которым принадлежал М. Ипполитов-Иванов, невольно поражаешься многогранности их творческой деятельности. И Н. Мясковский, и Р. Глиэр, и М. Гнесин, и Ипполитов-Иванов активно проявили себя в различных областях в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции.
Великий Октябрь Ипполитов-Иванов встретил зрелым, сформировавшимся человеком и музыкантом. К этому времени он — создатель пяти опер, ряда симфонических произведений, среди которых широкую известность приобрели «Кавказские эскизы», а также — автор интересных хоров и романсов, нашедших прекрасных исполнителей в лице Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Н. Калининой, В. Петровой-Званцевой и др. Творческий путь Ипполитова-Иванова начался в 1882 г. в Тифлисе, куда он приехал после окончания Петербургской консерватории (класс композиции Н. Римского-Корсакова) для организации Тифлисского отделения РМО.
Юлия Григорьевна Шишина-Зелинская – выдающийся поэт современности, воплотивший в своём творчестве едва ли не весь трагический смысл переживаемой нами эпохи. В 1980-м, весьма благополучном для многих году, она писала: «Дай свет в ночи О, Господи, прошу! / Стихия зла кругом обнажена – / Ищу Тебя, / Нигде не нахожу. / От духовидства страшно трепетать – / Реальный мир, как ложь, /Как сон пустой. Бродящую по свету вижу мать, / Тебя зовущую, с безумной головой. – / Безумна ли она? А может мы безумны? / Приняв за разум суету в ночи? / О, Господи! Явись ко мне бесшумно / И пожалей! Что делать научи!» Эта молитвенная драма положила начало целому циклу стихотворений, порождённых атмосферой апокалиптических предчувствий, а также перемен, в то время не осознаваемых большинством современников. Вот строки 1982 года: «Молиться, молиться надо, / Молиться каждую ночь, / Чтобы земного ада / Ужасы превозмочь. / В ужасах этого ада / Нельзя ничего понять! / Молиться, молиться надо: / Помилуй мя, Господи! / Чтоб завтра опять вставать».
Евгений Яковлевич Ганеев - старший преподаватель кафедры продюсерства в области исполнительских искусств РГИСИ, заслуженный работник культуры Российской Федерации, один из основателей Российской национальной театральной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»
С 2002 года до последнего времени Е.Я. Ганеев преподавал на продюсерском факультете нашего института.
Опытнейший театральный руководитель, Евгений Яковлевич начинал профессиональный путь артистом, окончив в 1968 году актерский факультет Горьковского театрального училища. Служил актером в театрах Вологды, Костромы, Волгограда, Донецка, Таганрога, а также в русских драматических театрах в Самарканде и Ереване, получив звание заслуженного артиста Армянской ССР.
Выходец из российской глубинки, всегда чувствовавший свою кровную связь с ней, богато одаренный от природы, сочетавший стихийную силу глубоко народного таланта с «аристократической» огранкой голоса, что называли «сильнее грома», любимец Георгия Свиридова и первый исполнитель многих его произведений, в том числе «Патетической оратории», Александр Филиппович Ведерников стал одним из самых прославленных русских басов XX столетия и гордостью оперной труппы Большого театра.
— Ведерников — талантливый человек, человек огромного дарования, огромной души, огромного „нутра“, и его воспарения художественные… просто грандиозны… Александр Филиппович — один из тех артистов, что первыми обозначили в современном искусстве новую эпоху. Он певец новой формации, особое явление — из самой жизни… Он артист ярко выраженной национальной стихии, истинно русский артист, — Георгий Свиридов.
Мих Мих, как его ласково называли коллеги, отличался природной добротой. Даже бывшие жены (а он был женат трижды) всегда говорили о нем исключительно с любовью.
«Он давно болел»
- Миша давно болел, - рассказывает «Комсомолке» его бывшая, вторая по счету жена Нина Семеновна Буденная, дочь знаменитого советского военачальника. - Два года боролся с болезнью ног, с палочкой ходил. У Миши, говоря простым языком, была закупорка вен. Сосудистая болезнь его мучила. Плюс давление, плохое снабжение мозга. В декабре ему оперировали ногу, чистили сосуды - не в первый раз уже. Вернулся домой в конце прошлого года. Он не терял чувства юмора. Шутил: мол, танцевать не могу... А потом стало хуже, его опять положили в больницу. Миша угас буквально за две недели. За пару дней до ухода пригласили батюшку-духовника в больницу. Да, Миша был верующим. В этом отношении все было сделано как надо. Думаю, он понимал, что уходит. Последние два дня Миша находился без сознания.