Лаптев Харитон Прокофьевич русский полярный исследователь 1739—1743 на шлюпке вышел из устья Лены исследовать берег Сев Ледовитого океана читать
Крючков Козьма Фирсович, первый из рядовых, награжденный в 1914 году георгиевским крестом за неравный бой с немцами читатьКрутень Евграф Николаевич российский военный лётчик, ас истребительной авиации Первой мировой. Написал пособие по ведению воздушного боя читатьКапица Петр Леонидович, нобелевский лауреат по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия читатьПреподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни читатьГерман, Алексей Юрьевич кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер Обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки читатьКрамник Владимир Борисович чемпион мира по «классическим шахматам» (по версии ПША) в 2000—2006, 14-й официальный чемпион мира читатьПрокудин-Горский, Сергей Михайлович пионер цветной фотографии (1902) читатьБрюллов Карл Павлович художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма читатьЕрмак Тимофеевич, казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства читатьМаксим Тотемский блаженный юродствовавший 45 лет, был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы. читатьВойно-Ясенецкий Валентин Федорович, хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ, а с апреля 1946 архиеп. Симферопольский читатьЛазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читатьСкобликова Лидия Павловна, единственная в мире 6-кратная Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту читатьКурчатов Игорь Васильевич, советский физик, создатель атомной бомбы, и первой в мире атомной электростанции читатьБорисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьМихаил Клопский - монах, святой, юродивый. обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего читать
Роль сценариста — одна из ключевых. Однако чаще всего в тени и режиссёра, и художника. И созданные им на экране образы персонажей тоже намного известнее его самого. Точнее, в лицо их автора из обычных зрителей мало кто узнаёт. Ничего не попишешь…
Анимационное кино — одна из составляющих творческой биографии Элеоноры Тадэ, отметившей недавно своё 85-летие. В 1955 году она окончила театроведческий факультет ГИТИСа. Потом несколько лет (1957–1958) служила заведующей музеем Государственного академического театра драмы им. Фёдора Волкова в Ярославле. Переехав в Москву, работала редактором Центральной студии ТВ (1958–1959 и 1968–1969), редактором журнала «Советский фильм» (1959–1964) и его внештатным корреспондентом (1969–1980).
Созданные Элеонорой Тадэ «кинообразы» по-прежнему задевают за живое, поскольку не теряют смысл такие понятия, как гуманность, эстетика, доброта, сердечность, искренность, теплота души, отзывчивость.
О том, с какими идеями и мыслями магнитогорский поэт, писатель, журналист Виталий Цыганков встречает юбилей, мы поговорили в преддверии его дня рождения, который выпадает на 3 января.
К личности нашего героя точнее подходит эпитет «неудобный». В поисках места под солнцем в силу колючести характера и принципиальности он сменил много рабочих мест, пока не пришел к свободному литературному творчеству. На заре своей трудовой биографии Виталию Владимировичу довелось поработать слесарем-сварщиком на ММК, тренером по футболу, художником-оформителем, мастером производственного обучения в СГПТУ №15 и даже авиамехаником в Магнитогорском аэропорту. Этот опыт, безусловно, помог ему в дальнейшей журналистской и литературной деятельности.
Известный живописец Анатолий Георгиевич Костовский родился 18 февраля 1928 г. в семье рабочего в Иркутске. Интерес к рисованию у будущего художника пробудился в раннем детстве. Его увлечение поощряли и родители, и учителя. Война помешала ему заняться любимым делом, и на все четыре года он, подобно тысячам сверстников, встал за токарный станок. А. Костовскому пришлось работать на эвакуированном с Запада страны патронном заводе, где он вытачивал детали к механизмам для боеприпасов. Непосильный труд и голод довели его до дистрофии – он попадает в больницу.
Ни война, ни послевоенное лихолетье, когда он с матерью работал в противочумном институте, не охладили его страсть к рисованию. В 1948 г. Костовский поступает в Иркутское художественное училище. Первым его наставником стал Дмитрий Михайлович Баркалов.
- Я очень рано начала заниматься музыкой. Очень рано. Я занималась классикой, была пианисткой, и мне никогда не приходило в голову, что я буду когда-то на эстраде открывать рот. Но сложилось, как сложилось. Тем более, что к эстраде я всегда тянулась. У нас дома было очень много довоенных пластинок, и я многое из них сама себе играла, будучи совсем маленькой.
Дело было предвоенное, мама устроилась работать в организацию, которая называлась Осоавиахим. Однажды к ней пришел какой-то мужчина, он застал меня играющей на пианино. А я себе еще такое маленькое попурри сделала из всех наших пластинок. Он послушал и говорит: «У меня есть идея!» Подходит ко мне и надевает на меня противогаз. «Сможешь играть в этом?» - спрашивает.
Мне посчастливилось повстречаться с известным театральным художником Виктором Григорьевым в селе Рябово, куда он приезжал буквально на пару дней, чтобы смонтировать выставку своих работ «Арт-механика». Мы прогуливались с ним по выставочному залу Белого здания, он заводил механизмы своих удивительных картин, те оживали и начинали жить своей жизнью, позванивая, поскрипывая или постукивая, а мы беседовали с ним об искусстве.
– Виктор Генрихович, Ваши работы просто завораживают, они словно живые. И каждая картина, как отдельный мир со своими персонажами. Что это за искусство такое – арт-механика? И есть ли у Вас ученики?
Когда в 1971 году Евгений Редюк окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, его приглашали в два ленинградских театра. «А я уехал в Кишинев, - вспоминает актер. - Дурак был. Потом в Белгород, и в конце концов оказался здесь». С той поры (подумать только!) ровно полжизни - 30 лет он провел на сцене Ульяновского драматического театра. И каждая его новая роль увеличивала «критическую массу» зрительской любви. Поклонницы вздохнули с облегчением, когда десять лет назад Евгений Редюк стал заслуженным артистом России.
А потом актер, неожиданно и внепланово, увлекся режиссурой. Зрители слегка приуныли. Но, посмотрев «Неугомонный дух», «Восемь любящих женщин», «За двумя зайцами», «Ночной переполох» (список далеко не полный), поняли: блестящий, остроумный, неистребимо смешной артист Редюк за режиссуру не спрячется. Он - в каждой клеточке, каждом персонаже, в атмосфере своего спектакля. И он получил неофициальное, но тоже заслуженное звание «Золотого мастера комедии Ульяновского театра».
Михаил Филофьевич Стариков – один из самых ярких ведущих современных композиторов Сибири, чьи произведения вошли в репертуар многих профессиональных и самодеятельных хоровых и ансамблевых народно-певческих коллективов Сибирского региона и Алтайского края, вокалистов народного и академического направлений. Песни Михаила Филофьевича популярны не только среди музыкантов-исполнителей, но и любимы слушателями разных поколений, - отмечают в Краевом театре Драмы, где юбиляр более 40 лет прослужил заведующим музыкальной частью.
За эти годы им было создано множество песен и музыки к спектаклям, которые были поставлены в театре: «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Декамерон» Дж. Боккаччо, «Вечер русского водевиля» Ф. Соллогуба, «Конек-горбунок» П. Ершова, «Здравствуйте, люди!» и «Верую! Верую…Верую!» по произведениям В. Шукшина, «Банкрот, или свои люди - сочтёмся» А.Н. Островского, «Чествование» Б. Слэйда, «Оркестр» Ж. Ануя.
Моей любимой свекрови исполнилось в этом году 80 лет. Я очень уважаю и преклоняюсь перед этой женщиной, всю жизнь посвятившей Искусству. Родилась она 25 февраля 1932 года в городе Нижний Тагил Свердловской области в семье рабочих. Отец её, Павел Кулак, получил во время войны из рук самого Орджоникидзе орден Ленина за рецепт особой броневой стали. Сейчас много слышу о том, что вот в тылу отсиживались. Фигня. В тылу тоже работали и сражались как на фронте. Ладно, это другой разговор. Рассказывать о Людмиле Павловне можно долго, но хочу показать вам жизнь человека в фотографиях.
«Папаша Кураж» — так называлась давняя статья о нем в «Новой газете». Поставьте вместо «куража» «успех» или «аншлаг» — все будет правдой. Режиссер Вячеслав Алексеевич Гвоздков (20.04.1947 — 21.01.2018) был человеком ярким и страстным. Со страстью и азартом делал многое: охотился, водил автомобиль, коллекционировал, влюблялся, дружил и ссорился. Но среди всех страстей главным было театральное дело во всей его полноте: не только сцена, не только собственные спектакли, но все составляющие организма по имени «театр», от гаража до бухгалтерии. Вникал во все, все и всех контролировал, был не просто худруком Самарской драмы (последние годы ее генеральным директором, эта должность давала больше полномочий), но настоящим хозяином этого прославленного театрального дома,
— Вильгельм, я помню свое ощущение от Ваших работ если не с детства, то с ранней молодости: это было прежде всего высокое искусство, в котором не присутствовали ни государство, ни окружающая социальная среда. Многие мои ровесники именно через Ваши снимки постигали фотографию. А какие были Ваши первые шаги в профессии?
— Ну, это были даже не шаги, а ощущения. По ощущению я изначально был свободным человеком, и свобода духа доставалась мне легко и естественно — не приходилось преодолевать никаких внутренних препятствий. Очевидно, это от рода, от бабушки моей, потому что как-то очень рано я стал соображать и ориентироваться, и многие вещи, которые человек постигает в течение всей своей жизни, открылись с самого начала как данность. Это я сейчас могу так говорить, анализируя, возвращаясь в детство, потому что ничего я не привнес ни в фотографии, ни в отношении к жизни в свое основание. Это все было заложено.
Эту исполнительницу считали самой сексуальной певицей советской эстрады, ее бархатный голос проникал в душу каждого слушателя. Режиссеры отмечали ее актерский талант, мужчины боготворили за красоту, а женщины старались быть похожей. Людмила Сенчина – женщина-легенда без преувеличения. Актрису часто называли Золушкой советской эстрады, которая смогла удивить своим нежным вокалом всю страну.
Будущая знаменитость родилась 13 декабря 1950 года в украинском поселке Кудрявцы, но в документах Людмилы Петровны Сенчиной указан 1948 год рождения. Певица утверждает, что отец постарался изменить данные, чтобы в перспективе дочь смогла раньше получать пенсию.
Российский пианист и дирижер Игорь Михайлович Жуков родился в 1936 году в Горьком. Искусству игры на фортепиано он обучался в Москве – в музыкальном училище у Леонида Ройзмана, а затем в Московской консерватории – сначала у Эмиля Гилельса, потом у Генриха Нейгауза. К этому выдающемуся пианисту и педагогу, которого ученики недаром называли «Генрихом великим», отношение в музыкальном мире особое, быть его учеником – это одновременно и честь, и высокие ожидания публики. Об Игоре Михайловиче нельзя сказать, что он гордится своим обучением у Нейгауза – музыкант никогда не подчеркивал этого факта, словно не считая себя достойным. Однако бесценный опыт, приобретенный в консерваторские годы, много значит для него. По словам пианиста, наставник помог ему «увидеть сначала отблески, затем лучи и, наконец, сам свет».
Игорь Симонов родился в одном из старейших сибирских городов – Тобольске, в семье педагога. К тому времени, когда мальчик пошел в школу, семья Симоновых переехала в Свердловск, крупный промышленный и культурный центр Урала. Страсть к рисованию проявилась с детства, и в 1943 году он поступил в Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра, где издавна царили традиции преподавания реалистического искусства. Время его учебы пришлось на трудные годы Великой Отечественной войны. Не бросая занятий, студент Симонов работал фрезеровщиком на заводе. Героика труда в тылу, всенародная борьба с врагом и Победа стали самыми сильными впечатлениями юности, во многом определившими развитие творческой индивидуальности художника.
Окончив с отличием училище в 1948 году, Симонов продолжил образование в Ленинграде, в Художественном институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, который дал ему знания и основы высокого профессионального мастерства.
Владимир Афанасьев начал петь еще в армейской самодеятельности. После демобилизации в 1951 году поступил на вокальное отделение Куйбышевского музыкального училища. После окончания был принят в труппу Куйбышевского театра оперы и балета сначала в качестве артиста хора, а затем стал солистом (тенор).
Почти за 30 лет работы Афанасьевым было исполнено около 50 различных партий. Среди них: Василий («Виринея» С. Слонимского), Берендей («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Дон Оттавио («Дон Жуан» В. Моцарта), Махно («Хождение по мукам» А. Спадавеккиа), Бомелий («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Макдуф («Макбет» Дж. Верди), Фауст («Фауст» Ш. Гуно), Ерошка («Князь Игорь» А. Бородина), Синодал («Демон» А. Рубинштейна), Трике («Евгений Онегин» П. Чайковского) и др. Помимо оперных партий создал множество образов в опереттах и мюзиклах.
Елена Николаевна Холодилина. Жена Николая Аркадьевича Пластова, невестка, мать, бабушка – таковы были ее роли в семье художников, такой её знали в селе Прислониха, где она жила долгие годы и там же ушла из жизни. Но она сама была наделена недюжинным талантом живописца. Ярким свидетельством одаренности Елены Николаевны стала последняя прижизненная выставка, посвященная 85-летию художницы. Она открылась в Музее А.А. Пластова в ноябре 2017 года и проработала до конца февраля 2018-го.
Елене Николаевне, окончившей Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, ученице знаменитого профессора Д.К. Мочальского, суждено было влиться в художественную жизнь страны во время оттепели, присоединиться к поискам и открытиям «шестидесятников» – художников, отринувших соблазны отлакированного «придворного» искусства 1940-1950-х годов. Пластовская прямота, честность, вечное правдоискательство, философский взгляд на мир оказались близки Елене Николаевне, были приняты ею как неукоснительное свойство настоящего искусства.
Саакян родилась в Ереване в 1980-м году, когда ей было тринадцать, семья перебралась в Москву — подальше от разгоравшихся на просторах бывшего СССР национальных конфликтов. Здесь она поступила во ВГИК — на режиссерский факультет, в экспериментальную мастерскую режиссуры кино и компьютерной графики Владимира Кобрина. Во время учебы Саакян сняла несколько короткометражек — наполненный компьютерной графикой «Faust», игровую «Игру» и анимационную «Еву».
А ее дипломной работой стала получасовая лента «Прощание», которой она уже заставила говорить о себе —
эта картина была показан примерно на двадцати международных кинофестивалях (в том числе на Роттердамском и американском «Теллуриде»), получила Гран-при на ереванском фестивале «Золотой абрикос», выиграла одну из премий вгиковского смотра.
Сергей Загадкин — самарский пианист, профессор. Судьба музыканта оказалась связана с филармонией, здесь состоялись его первые концерты с оркестром. Так же, как и у его детей, которых он называет не иначе, как Сашка, Ольга, с огромной теплотой вспоминает о своих учениках, называя их так же просто, по домашнему. Самарская филармония в этот году отмечает 75-летие, но больше чем 75 насчитывает музыкальная династия семьи Загадкиных.
- Что для вас и для вашей семьи филармония?
- Мои первые детские воспоминания связаны с филармонией. Помню, как меня водили на «Петю и Волка» Прокофьева. Здесь же был кинотеатр, где мы смотрели «Джунгли», «Маугли»… И филармония была практически вторым домом, поскольку здесь работал отец. Они с мамой приехали после окончания Горьковской консерватории и остались.... Мама - Магдалина Николаевна преподавала в училище – она пианистка, а также играла в филармонии. Потом и я начиная с 15 лет каждый год играю с филармоническим оркестром…
Анатолий Калинкин (Крис Кельми) родился в Москве в семье строителей метрополитена. Он стал вторым ребенком. Старшего брата зовут Валентин, он старше на 10 лет. Долгое время семья жила в снятом с колес вагончике грузовика, и только когда Толе исполнилось 5 лет, предприятие «Метрострой» выделило им отдельную квартиру недалеко от станции метро «Аэропорт».
Через некоторое время отец Арий Михайлович Кельми уходит от жены. В новой семье у Кельми-старшего рождается еще один сын, единокровный брат Анатолия – Евгений, который впоследствии станет администратором музыканта.
В советские времена Иван Бортник считался артистом восемнадцатого разряда. Такой же был и у прославленного Смоктуновского, который называл Бортника гением. Актер создавал впечатление замкнутого и неразговорчивого человека, хотя Высоцкий считал его близким другом — таких у прославленного барда было немного.
Слава к Ивану Бортнику пришла после выхода картины «Место встречи изменить нельзя», в которой он сыграл всего лишь эпизодическую роль.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Родился Иван Бортник 16 апреля 1939 года в семье московских интеллигентов. Мама была сотрудником Института мировой литературы, доктором филологических наук. Отец занимал должность заместителя главреда в Гослитиздате.
В школьные годы Иван совершенно не дружил с точными науками, он был настоящим гуманитарием. Любимыми предметами были русский язык и литература. У мальчика оказался музыкальный слух, поэтому буквально с первого класса он начал заниматься в музыкальной школе, пытаясь осилить игру на виолончели.
Юрий Кушнерев родился 3 октября 1937 года в Москве. После окончания Калининского Суворовского военного училища, он неожиданно решил посвятить жизнь творчеству. Пришлось отучиться и на режиссерском отделении. Свою карьеру в кино Юрий Сергеевич начал в 1968 году. В дальнейшем он стал режиссером киностудии «Мосфильм», а также вторым создателем фильма «Мимино». В 1990-х годах Кушнерев прочно закрепил за собой славу исполнительного продюсера всех фильмов Георгия Данелии. Их сотрудничество было долгим и плодотворным. Как режиссер Юрий Сергеевич проявил себя в работе «Мой любимый клоун» с Олегом Меньшиковым и «Комедии давно минувших дней», где играли Георгий Вицин, Евгений Моргунов и многие другие. Кроме того, он сыграл эпизодические роли в картинах «Паспорт» и «Осенний марафон». Также Кушнерев продюсировал фильмы «Ребро Адама», «Сволочи», продолжение легендарной ленты «Ку! Кин-дза-дза». Общее количество фильмов, которым он помог выйти в прокат, достигает 40.