Исидор Юрьевский - священномученик, убитый в 1472 году ливонцами за отказ принять католичество, с ним были убиты 72 человека прихожан читать
Максим Тотемский блаженный юродствовавший 45 лет, был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы. читатьБорисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читатьКузьмин Матвей Кузьмич, повторил подвиг Ивана Сусанина, выведя немецкий батальон на русские пулеметы (1942) читатьЦыденжапов, Алдар Баторович матрос погиб во время тушения пожара на эсминце "Быстрый" предотвратив взрыв и гибель 300 человек читатьКрючков Козьма Фирсович, первый из рядовых, награжденный в 1914 году георгиевским крестом за неравный бой с немцами читатьСкурлатов, Алексей Иванович разведчик и связист, кавалер двух орденов Красной Звезды прообраз «Алёши», памятника в г. Пловдив читатьПреподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни читатьМихаил Клопский - монах, святой, юродивый. обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего читатьКапланов Лев Георгиевич зоолог, занимавшийся исследованиями и охраной тигров на Дальнем Востоке. Убит браконьерами читатьБутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьЛандау Лев Давидович, выдающийся советский физик, Нобелевский лауреат (1962), Герой Социалистического Труда (1954). читатьЛебедев Иван Николаевич, командир крейсера "Дмитрий Донской" принявшего бой с превосходящими силами японского флота (1905 г) читатьЕрмак Тимофеевич, казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства читатьБрюллов Карл Павлович художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма читатьФедоров Святослав Николаевич, впервые в мире внедрил целый ряд новейших методов микрохирургии глаза читатьКрамник Владимир Борисович чемпион мира по «классическим шахматам» (по версии ПША) в 2000—2006, 14-й официальный чемпион мира читать
Михаил Уржумцев был одним из самых запоминающихся актеров советского кино минувшего столетия. В кинокартинах Уржумцев за всю свою актерскую карьеру снимался редко, зато приглашали его к себе исключительно лучшие режиссеры. Благодаря своему таланту в конце жизни он был удостоен почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации». Биография Михаила Уржумцева Михаил Васильевич Уржумцев родился в семье именитых актеров. Его мать играла в театре Пушкина, а бабушка с дедушкой были членами труппы МХАТа. Исключением в этой творческой семье был только отец Михаила: он был кадровым военным. Однако детство Уржумцева прошло без него, отца рано не стало. Учился Михаил в обычной школе, а в 12 лет его пригласили на пробы в фильм Казанского «Старик Хоттабыч» на роль Вольки. Но конкурс он не прошел. Одновременно с этим Уржумцева позвали в другой фильм, «Девочка и крокодил». Там юный актер исполнил короткую, но веселую роль мальчика, читающего про Мюнхгаузена.
А последняя встреча была, с одной стороны, комична. Нашу дивизию бросали на те участки, на которых ожидался прорыв. Нас перебросили на новый участок, и я узнал что на нас выдвигается дивизия SS Норланд, а командиром этой дивизии был Герман Гоппе и, можно сказать, что по его поручению я получил свое последнее ранение в висок, которое сделало меня на время знаменитым.
Начальник госпиталя, генерал-майор авиации, водил на меня экскурсии студенток. Меня усаживали в роскошное кресло, студентки ощупывали мой висок, а генерал говорил: "Вот смотрите, а говорите что в медицине не бывает чудес. Видите, пуля попала в висок, человеко должен быть убит, а он перед вами, разговаривает и даже ходит.
Люсьена Овчинникова – советская и российская актриса, получившая звание заслуженной артистки РСФСР, считалась «любимой» актрисой. Образы, воссозданные Люсьеной на экране в фильмах «Девчата», «Мама вышла замуж», до сих пор любимы публикой.
Люсьена Ивановна Овчинникова родилась в украинском городке Олевск в сентябре 1931 года. Детство было омрачено смертью мамы, которой не стало, когда девочке едва исполнилось 6 лет. Отец, военный по специальности, женился вторично. Отношения с мачехой налаживались непросто.
Семидесятые - годы романтиков. На всю жизнь впитал Юрий Юнкеров дух покорителей северных кладовых. Именно тогда зарождались нынешние города Ямала - Ноябрьск, Надым, Новый Уренгой. Именно в то время ямальский газ стал давать стране тепло своей земли. И нельзя было не сочинять песен о людях, которые стояли за каждым кубометром добытого газа, за каждым построенным домом, за каждым километром дороги на Север. «Юность Ямала», «Салехардский вальс», «Северная лирическая», «Песня дружбы» - творчество молодого композитора того времени.
Николай Иванович Парфенов – актер, запомнившийся любителям кинематографа. В послужном списке этого обаятельного и харизматичного человека более ста кинематографический работ, где Парфенов исполнял преимущественно эпизодические роли.
Простые советские обыватели давались Николаю Ивановичу на ура. Он играл инженера, милиционера, крестьянина, водителя автобуса – тех людей, которые запросто могут встретиться на улице. Несмотря на мимолетное появление в фильмах, Парфенов заставлял зрителей вспоминать о своих персонажах и думать об их судьбе. Актер играл в таких фильмах, как «Черт с портфелем», «Где находится нофелет?», «Ко мне, Мухтар!» и других знаменитых картинах великих режиссеров.
Вот она – эта радость. На холстах и листах плотной бумаги, забранных в строгие рамы. Простая, как вечность, незамысловатая, как мироздание… Картины иркутского художника Николая Статных.
На нужный лад настроила первая же работа. Автопортрет сепией и акварелью – этакий хитрован-бородач в раздуваемом ветром дождевике шагает себе то ли вниз по косогору, то ли вдаль по земному скату. И лёгкий батожок в его руке подозрительно похож на детскую палочку-лошадку. Так и идёт вперёд под прямыми струями серого дождя этот человек… И дождевичок раздувается, а игогошка весело толкает бурую землю.
Так несколько лет назад встречали иркутского художника, графика, дизайнера Николая Семеновича Статных в Тобольске.
Сергей Александрович Есенин является великим русским поэтом-лириком. Большая часть его трудов — это новокрестьянская поэзия, лирика. Позднее творчество относится к ижиманизму, так как в нем прослеживается много использованных образов, метафор.
Дата рождения литературного гения — 21 сентября 1895 года. Родом он из Рязанской губернии, села Константиновка (Кузьминская волость). Поэтому многие произведения посвящены любви к Руси, есть много новокрестьянской лирики. Финансовое состояние семьи будущего поэта нельзя было назвать даже терпимым, так как его родители были достаточно бедными.
Все они относились к крестьянскому роду, а поэтому вынуждены были много работать физическим трудом. Отец Сергея, Александр Никитич, прошел также долгий трудовой путь. В детстве он увлекался пением в церковном хоре, имел хорошие голосовые данные. Когда же он вырос, то перешел на работу в лавку по продаже мяса.
Случай помог ему устроиться на хорошую должность в Москве. Именно там он стал приказчиком, и доходы семьи стали более высокими. Но это не послужило радостью для супруги, матери Есенина. Она все реже видела мужа, что не могло не сказаться на их отношениях.
Обладая красивым голосом (альтом), в детстве пел в хоре. В 1876 поступил в Киевское музыкальное училище, где учился пению сначала в классе А. Ваккер, затем у И. Кравцова. В 1878 Н. Рубинштейн, услышав его голос, предложил бедному музыканту отправиться вместе с ним в Москву, где он сразу был зачислен на 3-й курс Московской консерватории в класс Дж. Гальвани. Одновременно обучался сценическому мастерству в классе выдающегося артиста Малого театра И. В. Самарина. Еще в студенческие годы подготовил под руководством П. Чайковского партию Ленского и исполнил ее на премьере оперы в ученическом спектакле в 1879 году, став первым исполнителем партии Ленского в «Евгении Онегине».
Действительно, Гнедич пишет умно, живо, легко, хотя эта легкость подчас граничит с поверхностностью, эскизностью. Он как бы набрасывает картинки с натуры быстрыми и яркими мазками, занимательно и интересно. Его рассказы очень разнообразны по темам, настроению. В сборнике "Семнадцать рассказов" (1888) автор повествует о Понтии Пилате и Иисусе Христе ("Римский прокуратор"), и о капризах женской натуры ("Странная женщина", "В лесу"), и о мужском Монастыре ("Соловьи"). Здесь есть и нагнетающие ужас записки психопата ("Череп"), и анекдоты из театральной жизни ("Статуя командора", "Тень отца Гамлета"), которые невозможно читать без смеха.
Второе издание этого сборника выходит в 1892 г., следом за ним "Новые рассказы" (Т. 1--2.-- Спб., 1892), затем вышло еще 6 сборников, с интервалами в два года. Фельетоны Гнедича объединены в сборник "Песьи мухи" (Спб., 1905--1909).
В период с 1892 по 1900 г. Гнедич публикует (Четыре романа: "Китайские тени" (1894), "Ноша мира сего" (1897), "Туманы" (1899), "Купальные огни" (1900). Это романы -- обозрения современной жизни, нравов, прослеживающие увлечения интеллигенции толстовством, богоискательством, духоборством, теорией "малых дел" и др.
"Неотразимая" - именно так назвала Аделаиду Герцык в замужестве Жуковскую Марина Цветаева вслед за своим другом. Встреча двух поэтесс состоялась в 1911 году, и устроил ее всегда восторгавшийся талантливыми людьми Максимилиан Волошин. Позднее об этом событии, иначе и не назовешь, Цветаева оставила такую запись: «Макс (Волошин) живописал мне ее: глухая, некрасивая, немолодая, неотразимая. Любит стихи, ждет меня к себе. Пришла и увидела - только неотразимую. Подружились страстно».
В то время Цветаевой было всего восемнадцать лет, а «немолодой» Герцык – тридцать пять. В наши дни Марину Ивановну знают и почитают во множестве стран мира. Большинство произведений Аделаиды Казимировны так и не дошло до читателя.
Аделаида Казимировна Герцык (в замужестве Жуковская; 1874, Александров Владимирской губернии — 25 июня 1925, Судак, Крым) — русская поэтесса, прозаик, переводчица.
Родилась в семье инженера-путейца, потомка обедневшего польского дворянского рода. Росла и воспитывалась вместе с младшей сестрой Евгенией. Девочки рано лишились матери, росли под руководством воспитателей, получили отличное домашнее образование, хорошо знали пять иностранных языков, включая итальянский и польский.
На столичной сцене Давыдов сразу завоевал симпатии зрителей блестящим мастерством, тонким вкусом, художественным тактом. Его творчество отличалось подлинным проникновением во внутреннюю сущность образа, глубиной психологического анализа, ярко выраженной демократической направленностью. Виртуозное владение всеми средствами внешней выразительности, безукоризненная техника перевоплощения в сочетании с органически присущим Давыдову чувством жизненной правды позволяли ему одинаково успешно выступать в комедийных, трагических, водевильных и даже женских ролях. Часто в одной пьесе Давыдов исполнял в разные периоды самые различные роли: в «Ревизоре», например, он играл Бобчинского, Шпекина, Пошлепкину, Хлестакова, Осипа, Городничего, Землянику. Крупнейшие достижения артиста связаны с русской классикой. Давыдов был замечательным исполнителем ролей Фамусова (1879), Городничего; Подколесина и Кочкарева («Женитьба»). Играя роль Фамусова, Давыдов давал обличит. характеристику бюрократа средней руки, чиновника, выросшего на мечтах о «крестишках и местечках». Под маской внешнего благодушия проступала хищническая сущность Городничего
27 марта (15 марта по старому стилю) 1881 года родился Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель-юморист, драматург, театральный критик, редактор известного сатирического журнала «Сатирикон» (с 1914 года – «Новый Сатирикон»).
Ещё при жизни его сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О`Генри, а простая читающая публика жаловала Аркадия Тимофеевича титулом «короля смеха». И сегодня его произведения, наряду с юмористическими рассказами Теффи и других авторов начала XX века, пользуются большой популярностью у самого широкого круга читателей.
В октябре 1931 года в семье советских учителей в Ленинграде родился замечательный поэт и прозаик Глеб Горбовский. Отец его был выходцем из крестьян, а мать из семьи известной писательницы. Видимо, Глеб Горбовский получил свой талант по наследству. Поэт не очень любил откровенничать о своей жизни, но автобиографию написал остроумную, где за шутливым тоном явно слышится и понимается огромная жизненная ответственность.
Автобиография Многое было невыносимым уже в детстве. Мальчиком Глеб Горбовский пережил оккупацию вдали от дома, скитался четыре года. Многое перенёс и в юности: проблемы в учебных заведениях, колонию. Но уже в раннем возрасте получалось с головой уходить в стихи. Глеб Горбовский начал их писать в шестнадцать лет, беглецом скрываясь далеко в заповедной глуши. Там, где учительствовал его лишённый прав отец, находясь на поселении. Всё это, наверное, невозможно рассказывать всерьёз бесслёзно, а мужчине, даже и поэту, плакать не пристало.
Он родился 8 февраля 1925 года в селе Даровское Кировской области в семье железнодорожников. Родители часто переезжали с места на место, какое-то время семья Вагиных жила в Алма-Ате, и с тех пор Евгений Иванович любит солнце и жару. Но к холодному Нижнему Тагилу все же прикипел всем сердцем.
– Очень люблю этот город за природу, за его характер, – говорит Евгений Иванович. – Мне нравился старый Тагил, период, когда город перестраивался, был очень интересным, я старался передать его в своих работах. К сожалению, сейчас я не узнаю свой город, мало что в нем вызывает восхищение…
Евгений Вагин – Заслуженный художник России, член Союза художников СССР, Ветеран труда.
Гавриил (Генрих) Алексеевич Морской (настоящая фамилия Янчевецкий; 23 марта 1862 (в некоторых источниках 1864), Черниговская губерния, Российская империя — 26 декабря 1914, Петроград, Российская империя) — русский оперный и камерный певец (лирико-драматический тенор) и педагог. Обладал сильным голосом широкого диапазона (свободно брал верхнее до), однако в источниках отмечается, что не имел актёрского дарования. Жена — оперная и камерная певица Леонида Яниковская.
Родился в семье священника. Пению обучался в 1882—1889 в Петербургской консерватории (педагоги: К. Эверарди, С. Габель, О. Палечек), по окончании которой выступал в оперных театрах разных городов России: Одессы (до 1892), Киева (1892—93, 1894—95), Харькова (1893—94), Ростова-на-Дону, Тифлиса, Москвы.
В 1895—1906 солист петербургского Мариинского театра, где исполнял ведущие партии, чередуясь с И. Ершовым и Н. Фигнером. В октябре 1903 года выступил в партии Германа («Пиковая дама») на сцене московского Большого театра.
Яков Васильевич Паученко родился 21 марта 1866 г. в семье елисаветградских мещан. Его отец Василий Семенович был известен в городе тем, что с 1861 г. содержал за собственные средства иконописную, иконостасную и художественно-позолотную мастерскую.
Первое художественное образование Яков Васильевич получил на Вечерних рисовальних классах при Елисаветградском земском реальном училище у академика портретной живописи, основателя этих художественных классов Петра Александровича Крестоносцева. Свидетельство № 403 с подписями директора Елисаветградского реального училища М.Завадского и руководителя ВРК П.А.Крестоносцева свидетельствует: "В рисовании оригиналов - отлично. Орнаментов - отлично, Головы системы Депюи - хорошо, Античная голова - хорошо, Наизусть - хорошо".
Сегодня, имя примадонны Мариинского театра Евгении Константиновны Мравиной (Мравинской) хорошо известно разве что исследователям истории российской оперной сцены. Ее трагическая судьба была бы неизвестной, если бы не очерк Игоря Северянина «Трагический соловей».
Мравина умерла 25 октября 1914 года в Ялте, где и была похоронена…
Признаться честно, прочитав очерк классика Серебряного века, становится страшно. Ведь порой мы даже и не представляем себе, насколько красота и молодость, успех, слава и благополучие в жизни сиюминутны. Все это можно потерять в одно мгновение. Судьба талантливой певицы Евгении Мравиной лишний раз тому доказательство.
А. Лядов принадлежит к младшему поколению замечательной плеяды русских композиторов второй половины XIX в. Он проявил себя как талантливый композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. В основе творчества Лядова лежат образы русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики, для него характерна проникнутая созерцательностью лирика, тонкое ощущение природы; в его произведениях встречаются элементы жанровой характеристичности и комизма. Музыке Лядова свойственны светлое уравновешенное настроение, сдержанность в выражении чувства, лишь иногда прерываемые страстным, непосредственным переживанием. Большое внимание Лядов уделял совершенствованию художественной формы: непринужденность, простота и изящество, стройная соразмерность — вот его высшее критерии художественности. Идеалом ему служило творчество М. Глинки и А. Пушкина. Он подолгу обдумывал во всех подробностях создаваемые им произведения и потом записывал сочиненное начисто, почти без помарок.
Eсипова была одной из крупнейших представительниц пианистического искусства конца 19 — начала 20 вв. Eё игру отличали широта замыслов, исключительная виртуозность, певучесть звука, мягкость туше. B ранний период исполнительской деятельности (до 1892), связанный c особенно интенсивным концертированием, в игре Eсиповой преобладали черты, типичные для послелистовского салонно-виртуозного направления в пианистическом искусстве (стремление к внешне эффектному исполнению). Aбсолютная выровненность в пассажах, совершенное владение приёмами «жемчужной игры» проявлялись особенно блистательно в технике двойных нот, октавной и аккордовой; в бравурных пьесах и пассажах — тяготение к предельно быстрым темпам, в сфере экспрессии — дробной, детализированной, «волнообразной» фразировке.
Александр Александрович Навроцкий – офицер и военный юрист, служил по военно-судебному ведомству (в должностях военного прокурора и судьи военно-окружного суда в Москве, Петербурге, Вильно). В 1891 году вышел в отставку с чином генерал-лейтенанта.
С начала 1870-х гг. выступал как поэт и драматург. Свои произведения публиковал в «Вестнике Европы», а затем – в собственном журнале «Русская речь», издании монархического толка, громившем прогрессивную литературу, «западных социалистов» и революционное народничество.
Перу Навроцкого принадлежат исторические баллады, драмы в стихах, романы, рассказы, очерки, статьи. Его творчество, богатое и разнообразное по сюжетам и историческому охвату, обращено к историческим моментам высокого подъема и значения; его произведения служат своеобразными поэтическими иллюстрациями к наиболее ярким персонажам и эпизодам русской истории.