Максим Тотемский блаженный юродствовавший 45 лет, был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы. читать
Петляков Владимир Михайлович советский авиаконструктор, создатель самого массового советского фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 читатьЛазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читатьПавел Обнорский ученик Сергия Радонежского, основатель Павло-Обнорского монастыря. Почитается Русской церковью в лике преподобных, читатьАнуфриева Юлия Евгеньевна, санитарка психоневрологического интерната погибла на пожаре, но смогла спасти 23 пациента. читатьСусанин Иван Осипович, не выдал полякам место пребывания юного царя (Михаила Романова), за что был зверски убит читатьКрамник Владимир Борисович чемпион мира по «классическим шахматам» (по версии ПША) в 2000—2006, 14-й официальный чемпион мира читатьВещий Олег князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. читатьКотельников Глеб Евгеньевич, создает в 1911 году первый в мире ранцевый парашют читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читатьБабицкий Андрей Витальевич, зав.отделением детской паталогии, при отключении света 20 минут вручную качал воздух в аппараты детям читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьВойно-Ясенецкий Валентин Федорович, хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ, а с апреля 1946 архиеп. Симферопольский читатьПолзунов Иван Иванович, русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя. читатьШильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читатьЛаптев Харитон Прокофьевич русский полярный исследователь 1739—1743 на шлюпке вышел из устья Лены исследовать берег Сев Ледовитого океана читатьГраве, Дмитрий Александрович математик, создатель первой крупной русской математической школы, из которой вышли многие ведущие математики читатьФедоров Святослав Николаевич, впервые в мире внедрил целый ряд новейших методов микрохирургии глаза читать
Владимир Курдов - автор монументальной, декоративной и станковой скульптуры, пейзажей, портретов, натюрмортов. Он создал памятники: В. И. Ленину (1962, Колышлей [совместно с А. А. Фоминым]; 1973, Н. Ломов), А. Н. Радищеву (1968, с. Радищево), Д. В. Давыдову (1984, Пенза) и др. Преподавал в Пензенском художественном училище (1961–63). Член Союза художников РСФСР с 1961, предедатель Пензенской организации Союза художников.
Владимир Георгиевич прошел всю войну, дважды был тяжело ранен. Выстоял. Тема войны стала главной в его творчестве. Десятки мемориалов воинской доблести в селах и райцентрах области - это все дело его рук. Памятники советским воинам в Никольске, в Нижнем Ломове, в Пензе - на призывном пункте. Создавались они во времена жестких идеологических канонов под неусыпном оком советской цензуры.
В свой 80-летний юбилей Владимир Курдов решил всех удивить
С самого детства влюбился в джаз и с 14-ти лет (с 1964 года) стал играть на вечерах джаза с такими же энтузиастами и пропагандистами джазовой музыки. Места выступления в то время были самыми различными: начиная от диетической столовой № 6 и кафе № 29 на Петроградской стороне и заканчивая чебуречной № 32 на Староневском проспекте.
В 1966 году был приглашен в ансамбль «Дружба» под управлением А.А.Броневицкого, где проработал до 1978 года. После распада «Дружбы» был приглашен на работу к Э.С.Пьехе. После того, как на концертах стали использоваться фонограммы, ушёл из коллектива и снова вернулся к джазовой деятельности.
В копилке поистине НАРОДНОГО артиста - более 60 ролей, таких же, как и он сам: ярких и разноплановых. Карандышев, Хлестаков, Шариков, Чонкин, Петя Трофимов... Коллеги по цеху говорят: вместе с Потаниным ушла целая театральная эпоха. Вспоминает Сергей Карпов, народный артист России: «Я бы его так называл - «пластилин». Что хотел режиссер от него, то он и делал. Он мог, по-моему, абсолютно все. Один раз его даже приглашали танцевать в театр оперы и балета, настолько он многогранен. И я думаю, что это еще не выбранные пласты ушли с ним, это был действительно великий артист». Все, кто соприкасался с ним, знали Валерия Потанина как человека веселого, жизнерадостного, искреннего и доброго, от которого всегда исходили позитив, особый свет и мощная энергетика.
«В начале 1937 года был арестован самый популярный из наших преподавателей, профессор Медведев, известный лектор, которого знал весь Ленинград. Почему? За что? Никто не знает…», – писал в 1977 г. Анатолий Краснов-Левитин, высланный из СССР за правозащитную деятельность. Он писал это далеко от России в своей книге «Лихие годы, 1925–1941» и ошибся годом. Всё произошло позже: арест, конфискация имущества, научного архива, ссылка семьи в г. Киров (Вятку), изъятие книг П. Н. Медведева из библиотек и, как стало известно лишь в годы «перестройки», – расстрел.
58-я статья и 10 лет дальних лагерей без права переписки – вот всё, что было дано знать о нём на протяжении более пятидесяти лет.
Н. Огнёв (иногда также «Николай Огнёв», настоящее имя Михаил Григорьевич Розанов, 1888—1938) — русский советский писатель.
Родился в семье присяжного поверенного. В 1906 начал публиковать в газетах рассказы, написанные под влиянием Л. Андреева, Ф. Сологуба и А. Белого, в которых говорится о трупах, мертвецах, могилах, вампирах; в том же году был арестован за нелегальную деятельность. С 1910 работал педагогом в Обществе попечения об учащихся детях Бутырского района Москвы. В 1916 призван в армию, служил писарем.
После революции продолжил работу с детьми, основал первый театр для детей в Москве и написал для него много пьес, которые позже ставились и в других городах. В 1921—1924 работал в Московских детских колониях. В 1925 собрал свои рассказы в сборник и с тех пор посвятил себя только литературному труду. Вошёл в группу конструктивистов, а позднее в группу «Перевал».
Владимир Тимирев родился 20 сентября 1914 года в Петрограде, в семье морского офицера Сергея Николаевича Тимирева (1875-1832) – тогда флаг-капитана штаба Балтийского флота. Сергей Николаевич служил на многих судах Балтфлота. Одно время он командовал «Полярной звездой» — императорской яхтой Александра III и Николая II, а уже одно это стало криминалом после революции.
Во время гражданской войны контр-адмирал С. Тимирев был отправлен на Дальний Восток. Там якобы он командовал Морскими силами белого движения, которых, как уверяют современные историки, и в помине не было, а контр-адмирал сначала скрывался в Японии, а затем жил в эмиграции в Шанхае. Иначе его судьба едва ли сильно отличалась бы от того, что произошло с его однокашником и коллегой Колчаком, расстрелянным в Иркутске в феврале 1920 года.
Казаченко, Григорий Алексеевич - композитор и дирижер (родился в 1858 г.). Музыкальное образование получил в императорской певческой капелле у Рыбасова и Гунке и в Петербургской консерватории у Игансена и Римского-Корсакова (композиция) и у Аменда и Штейна (фортепьяно). Кончив консерваторию (в 1883 г.), получил место хормейстера Петербургской оперы, а также преподавателя хорового пения при опере, в училище правоведения, разных гимназиях и институтах. В 1898 г. выступал в Париже в русских симфонических концертах в качестве дирижера. Казаченко написал оперы: "Князь Серебряный" (1892, Мариинский театр), "Пан Сотник" (1902, поставленную в Петербургском Народном доме), 2 восточных сюиты, балетную сюиту, кантату "Русалка", для сопрано, смешанного хора и оркестра, хоры, симфонию, романсы, фортепьянные пьесы и т. п.
Широкой известностью в России и за рубежом пользуется имя композитора Самуила Моисеевича Майкапара, автора многочисленных произведений для детей и юношества. Благодаря художественным достоинствам, пониманию детской психологии и учёту особенностей детского игрового аппарата, пьесы Майкапара прочно вошли в репертуар юных пианистов. Детям нравятся эти ярко образные и вместе с тем простые по фактуре произведения, и не будет преувеличением сказать, что нет ни одного юного музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении товарищей какой-нибудь пьески Майкапара.
Интерес к творчеству Бориса Пильняка сегодня нарастает, а в 20-е годы ХХ века его имя гремело. Его ценили, критиковали, но и публиковали. Те, кто учился на филфаке, знакомились с романом Пильняка "Повесть непогашенной луны". Запомнилось: жизнь писателя была трагически прервана в 1938-м: ему было всего 42 года (1894–1938). После трагической гибели писателя с 1938 по 1975 годы книги Пильняка не издавались. В 1964 году журнал «Москва» опубликовал главы из романа «Соляной амбар». Ныне, в немалой степени благодаря интернету, можно подробнее познакомиться с творчеством Пильняка, понять и осознать, в чем его тайна, в чем его необычность в русской литературе и почему так рано и трагически оборвалась его жизнь , ощутить стиль писателя.
Мандельштам и Ахматова приходили в ярость, писала Надежда Мандельштам, когда литературоведы приписывали в акмеисты кого им вздумается. Настоящих акмеистов всегда было шесть: Николай Гумилев, сама Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Сергей Городецкий и Владимир Нарбут.
В 1906 году, окончив Глуховскую классическую гимназию, Нарбут был зачислен на факультет восточных языков Петербургского университета. В 1910 году в издательстве «Дракон» вышел его первый сборник – «Стихи», а в 1912 году Нарбут принял самое активное участие в создании «Цеха поэтов». Когда «Блудный сын» Гумилева («Первая акмеистическая вещь Коли», – говорила Ахматова) был прочитан в «Академии стиха», вспоминала позже Н. Мандельштам, Вячеслав Иванов подверг «Блудного сына» настоящему разгрому.
Пантелеймон Сергеевич Романов родился 24 июля (5 августа) 1884 года в селе Петровском Одоевского уезда Тульской губернии (ныне Одоевского района Тульской области), в мелкопоместной дворянской семье. Он вошел в русскую литературу как писатель-реалист, автор рассказов, повестей и романов. О своем детстве, о родной природе писатель тепло рассказал в воспоминаниях, хранящихся в научном архиве Тульского областного краеведческого музея: «Узкая, глубокая, изобиловавшая рыбой река Упа — одно из самых ярких воспоминаний моего детства. Широкие заливные луга, по утрам все мокрые от росы, тихие мельницы, видневшиеся кое-где усадьбы, деревни и на высоком берегу Упы маленький городок Одоев — это первое, что увидели мои глаза на этом свете.
По отцовской линии принадлежал к старинной дворянский семье, его дед Я. И. Баршев — один из первых русских ученых-законоведов, отец — военный, полковник, мать — балерина Мариинского театра. В 1915 Баршев окончил экономическое отделение Петроградского политехнического ин-та, затем служил в Министерстве путей сообщения, после революции — на Октябрьской железной дороге. Жил на казенной квартире на территории Московского вокзала, описанной Л. И. Борисовым в книге «За круглым столом прошлого» (Л., 1971). В начале 1920-х дважды в месяц, по пятницам, здесь устраивались лит. вечера. Приходили Аким Волынский, Валентин Кривич (сын И. Ф. Анненского), Борис Лавренев, Владимир Пяст, Всеволод Рождественский, «заглядывал Алексей Толстой», а также Николай Клюев и Осип Мандельштам. 29 дек.
Все его творчество было посвящено родной природе и сельскому быту, тяжелой жизни русского крестьянства. Поэтическую и трудовую карьеру Орешина прерывает призыв в армию в 1914 году, на фронтах Первой мировой он сражается самоотверженно и возвращается обладателем двух Георгиевских крестов.
В 1918 году у Орешина выходит сразу две книги стихов. Одну из них («Зарево») замечает Сергей Есенин, который характеризует творчество вдохновляемого родным Поволжьем писателя «озером, где отражаются и месяц, и церковь, и хаты».
В начале двадцатых годов Петр Васильевич живет в Саратове, сотрудничая как с местными, так и московскими издательствами. Он разделяет революционные идеи, много пишет и печатается, выступает на митингах, занимается пропагандой советской власти, призывая крестьян порвать с прошлым.
Сергей Виноградов принадлежит к поколению русских мастеров отечественного искусства, которые, следуя лучшим традициям передвижников, пошли по пути обновления в конце 19 – начале 20 века. Среди этих гигантов (Серов, Левитан, Коровин и другие) Виноградов не затерялся, он обладал своим глубоко индивидуальным почерком, разрабатывал свои темы, узнаваемы его технические и колористические приемы.
С большим терпением и трудолюбием художник завоевывал высокие творческие позиции, оставляя позади старую, уже сыгравшую свою роль школу критического реализма. Впитывая новые веяние, через поиски и сомнения Виноградов шел своим путем в искусстве, его полотна наполнены светом, воздухом, пропитаны солнцем.
Маленький Юлий рос живым, общительным. Он обожал подвижные игры, любил пошалить. Если в доме слышался звон разбиваемой чашки или грохот падающего кресла, можно было сразу назвать виновника — Юлий. Мать расстраивалась, что сын — неисправимый непоседа. Но бабушка успокаивала ее: «Плохо, когда ребенок тихий и печальный. А наш Юля, посмотри, похож на воробушка, потому и прыгает везде».
Долго сидеть на месте Юлий мог, лишь когда рисовал. За этим занятием он забывал обо всем на свете. Однажды, перед Рождеством, когда в самой большой комнате дома поставили живую елку, отец собрал детей и сказал: «Давайте украсим нашу красавицу не только старыми игрушками из коробки, но и новыми, которые придумаем сами».
Отец показал, как клеить гирлянды, вырезать китайские фонарики. Работа закипела. Дети старались от души. А отличился больше всех Юлий: он нарисовал и вырезал таких красивых рыцарей, что все домочадцы, а потом и гости ходили на них смотреть.
Он пытался внести в балет реализм. Брался ли он за сказочное Средневековье или за «хореографическую Испанию», Древний Египет, Восток или Карфаген, – у зрителей возникало ощущение полной достоверности сценического действия. Он не боялся трагических финалов. И даже его ошибки – это ошибки не знающего меры в своей увлеченности таланта.
Александр Горский родился в Стрельне, под Санкт-Петербургом, в семье торгового служащего. В 1880 году он поступил в Петербургскую балетную школу. В 1889 году он окончил школу и стал танцевать в кордебалете. Лишь одиннадцать лет спустя он достиг положения первого танцовщика.
Брюсов с юности мечтал о XX веке. Ему казалось, что в самой смене столетий раскроется какая-то пружина действенной жизни. Произойдет своего рода озарение, и все увидят выход из создавшегося в современном обществе тупика.
А тупик и бесперспективность сложившихся взаимоотношений между различными слоями общества сознавали многие. Классовые противоречия становились всё ожесточённее. Все же XX век наступил относительно спокойно. Внешне жизнь текла по-старому. "Третья стража" ввела поэта в официально признанную литературу. Однако Брюсов как поэт, изжив себя прежнего в "Третьей страже", готов опять искать иные пути тв-ва.
Любовь занимает большое место в поэзии Поликсены Сергеевны. Но, как у Сафо, все ее эротические стихи обращены к женщинам, иной любви она никогда не испытала. Я считаю возможным говорить об этом потому, что чувство любви у Поликсены Сергеевны ничего общего не имело с „лесбийской любовью“ в вульгарном и грязном смысле этого слова. Это было чисто платоническое обожание к подруге, которую она называла: „Иней души моей, иней прекрасный“. …Раз она мне высказала такую мысль: „Все Соловьевы – глубоко несчастные люди. Они ищут на земле любви, которой найти невозможно. Это искание любви у одних из нас выражается в самой высокой форме, у других в низкой и грубой“.
Десятки лет Валентина Серова отдала развитию музыкальной культуры в деревнях и селах, где до нее ничего подобного не происходило. Ее благородное служение русскому искусству одобряли и поддерживали выдающиеся деятели литературы и искусства России Лев Толстой, Антон Рубинштейн, Ф. Шаляпин, М. Антокольский, И. Репин и др. Жизнь не баловала ее, она пережила утрату близких и дорогих ей людей: мужа — композитора и теоретика музыки Александра Серова, сына — художника Валентина Серова, маленькой дочери, второго мужа — врача Василия Немчинова.В своей просветительской деятельности среди крестьян она постоянно сталкивалась с непониманием и противодействием власть имущих. В борьбе за претворение в жизнь своих целей и идей она была одержима, ее дух не могли сломить ни время, ни беды, ни болезни; за год до смерти, парализованная, она продолжала думать о новой опере.
МЧЕДЕЛОВ, ВАХТАНГ ЛЕВАНОВИЧ (наст. фамилия Мчедлишвили) (1884–1924), русский режиссер, театральный педагог. Родился 6 августа 1884 в Батуми. С 1904 работал в Художественном театре, сначала сотрудником и помощником режиссером, потом режиссером. В 1913–1916 преподавал в частной Школе драматического искусства Николая Массалитинова, Николая Александрова и Николая Подгорного, (в «Школе трех Николаев»). Мастерство актера здесь преподавали также Н.Н.Литовцева, Е.П.Муратова, В.В.Лужский. По воспоминаниям В.А.Вербицкого, «из педагогов самым популярным был В.Л.Мчеделов. Он любил молодежь, и она платила ему тем же. Он отдавал нам больше времени, чем другие учителя, и мы это ценили». В 1916 школа была закрыта за неимением средств. Тогда Мчеделов на деньги, собранные среди артистов и учеников, занялся организацией новой студии Художественного театра, назвав ее Второй студией МХТ. Его идею поддержал Станиславский.