Завитухин Андрей Анатольевич, подбитый "Ми-24" направил на зенитную установку врага, повторив подвиг Гастелло читать
Носов Виктор Петрович, лётчик-торпедоносец направил свой горящий самолёт во вражеский транспорт, совершив первый таран бомбардировщика читатьЮсов, Вадим Иванович советский и российский кинооператор и педагог, сам изобретал приспособления для съёмки и специфических движений камеры читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьФедотов, Павел Андреевич русский живописец и график. Известен по картинам "Сватовство майора" "вдовушка" читатьТуполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читатьМитрохин Иван Александрович, стрелок-гранатометчик 7й парашютно-десантной роты. Награжден орденом Красной Звезды, посмертно. читатьАлексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читатьСвятые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн, первые мученики за веру на Руси читатьОсипов Сергей Александрович - командир 4-го дивизиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Балтийского флота, капитан-лейтенант. читатьБенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читатьКалюжный Иван Иванович тренер-преподаватель Подготовил более 40 мастеров спорта по греко-римской борьбе, одного заслуженного мастера спорта. читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читатьСедов Георгий Яковлевич российский гидрограф, полярный исследователь, организатор первой российской экспедиции к северному полюсу читатьАфанасьев Иван Филиппович, возглавил оборону "Дома Павлова" в Сталинградской битве читатьМарков Алексей Тарасович русский исторический живописец, академик, заслуженный профессор живописи Императорской Академии художеств. читатьКрузенштерн Иван Фёдорович, совершил первую российскую кругосветную экспедицию читатьБутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читать
Преподобный Иаков Железноборовский, сын бояр Аносовых, (Амосовых), имевших земли в Галиче Костромском, родился во второй половине XIV века. Юношей он пришел к Преподобному Сергию Радонежскому, принял от него монашеский постриг и несколько лет жил в Троицкой обители. В 1392 году преподобный Иаков поселился в глухом лесу у железных рудников, в месте, которое называлось Железный Борок, на берегу речки Тебзы. Святость его жизни была известна уже современникам. В 1415 году супруга великого князя Василия Дмитриевича (1389 - 1425) София Витовтовна (в монашестве Синклитикия; + 1453) тяжело болела перед родами. Великий князь посылал к преподобному Иакову просить, чтобы он помолился о его жене, и спрашивал, будет ли она жива. Преподобный велел молиться святому мученику Лонгину и предсказал благополучное рождение сына Василия. (В 1450 году великий князь Василий Васильевич (1425 - 1462) после победы над князем Димитрием Шемякой посетил обитель преподобного Иакова и с благодарностью молился там.)
Мученик Димитрий родился 3 февраля 1883 года в городе Коломне Московской губернии в семье Михаила Антоновича и Любови Пантелеимовны Вдовиных. Михаил Антонович был мелким торговцем. Окончив городское училище в Коломне, Дмитрий стал работать продавцом в лавке; в 1910 году он женился на дочери купца Надежде Ивановне Архиповой, с 1912 года завел свою мелочную торговлю, где был и хозяином, и продавцом.
После революции – установившей как государственную веру для граждан безбожие – и разрушения хозяйственного уклада страны Дмитрий Михайлович пошел работать агентом по снабжению и конторщиком, а после того, как вновь была разрешена мелкая торговля, стал совладельцем одной четвертой части магазина «Казаков и Вдовины», занимавшегося посудно‐щепной торговлей; с 1927 года он стал изготовлять и продавать сита и решета. В 1930 году ему пришлось оставить кустарный промысел и поступить на работу в государственную организацию.
Священномученик Флегонт родился 28 марта 1871 года в селе Каряево Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Понгильского. Окончив Ярославскую Духовную семинарию, Флегонт Николаевич стал учителем в церковноприходской школе в селе Смоленском, что в Красном Бору в Ярославском уезде; в 1895 году он был рукоположен во священника ко храму в селе Васильевское в Юхти Угличского уезда, а через два года перемещен ко храму в селе Железный Борок Ярославского уезда. В 1905 году отец Флегонт был переведен служить в Никольский храм в Ярославле и стал преподавать Закон Божий в нескольких учебных заведениях города. Во время Первой мировой войны он служил священником при 663‐м пехотном полку и исполнял пастырские обязанности в военных лазаретах. Ревностное служение священника сделало его широко известным в Ярославле, и прихожане храма великомученика Димитрия Солунского стали просить архиепископа Ярославского Агафангела (Преображенского)* назначить его служить к ним в храм; владыка исполнил их просьбу, и с 1915 года отец Флегонт стал служить в этом храме. В том же году он был награжден золотым наперсным крестом и несколько лет спустя – возведен в сан протоиерея и назначен одним из благочинных города Ярославля.
Гавриил Фомин родился в 1882 г. в селе Ивачево Зарайского уезда в семье крестьянина Харитона Фомина. Гавриил помогал священнику в храме, исполнял при церкви обязанности сторожа, иногда он пел на клиросе в Захариино-Елизаветинской церкви села Горетово.
В 1925–1926 гг. Гавриил Харитонович жил в селе Городец Коломенского района, и помогал священнику Никольского храма. В 1928 г. он был лишен избирательных прав, в 1932 г. арестован и осужден на три года за несдачу хлебозаготовок государству. Все его имущество было конфисковано. Вернувшись из заключения, Гавриил Харитонович поселился в селе Сушково Коломенского района (ныне Луховицы) и стал помогать служившему здесь в Казанском храме священнику Сергию Любомудрову.
7 сентября 1938 г. он был арестован и обвинен в распространении контрреволюционной клеветы. В тот же день следователь предъявил ему обвинения в ведении среди пассажиров в июне 1937 г. на станции Сушково, а также среди колхозников в ноябре 1937 г. разговоров о скорой гибели советской власти. Все обвинения и показания лжесвидетелей Гавриил отверг.
В 1920-х годах настоятелем Свято-Троицкой церкви был назначен протоиерей Сергий Родаковский. Родился в 1882г. в д. Житковичи Мозырского уезда Минской губернии, в семье псаломщика. Отец священника Сергия, Пётр Родаковский, окончил Пинское духовное училище, служил в Свято-Троицкой церкви м. Житковичи.
Супруга священника — матушка Ксения Чернявская (Свирская) — была родной сестрой блаженной Валентины Минской, отец сестёр — протоиерей Феодор Чернявский, был священнослужителем. Время сохранило для нас уникальный документ — фотографию Сергия Родаковского с матушкой Ксенией и свадебную фотографи Валентины Чернявской (Минской) с Феодором Сулковским (выходцем из духовенства), на которой множество священников и людей из церковного мира той далёкой поры, среди них и Сергий Родаковский с матушкой Ксенией и детьми. Многие из этих людей претерпели мученическую кончину, трое из них канонизированы Святой Церковью (Сергий Родаковский, священник Василий Степуро — муж Анны, сестры Валентины и Ксении,
Сведения о житии преподобного Руфа весьма скудные.
На карте Дальних пещер 1638 года указан как «благословенный отец Руф», в 1661 году как «Руф», в 1703 году как «Руф затворник».
Изданное владыкой Модестом старинное лаврское рукописное сказание гласит: «Преподобный Руф затворник, приняв иночество, всецело предался Христу, от всей души жаждал Ему угодить в постах, молитвах, послушаниях, подвигах и терпении, день ото дня старался быть лучше. За эти труды Христос даровал ему радость, которая уготована святым. А его тело, положенное здесь, ожидает высшей награды, какую Бог даст возлюбившим Его».
Cвятитель Нифонт был великий муж церкви и отечества. Списание жизни и подвигов его составил некто Варлаам - священноинок, подвизавшийся, вероятно, в одной из обителей Новгорода, и который, как видно, имел великую веру и любовь к святому. «Да простит мне многогрешному и недостойному своему рабу, - говорит он в своей повести, - честная и милостивая оная душа, если я дерзнул принять такой бисер в скверные мои уста или вместить его в скудный мой разум, ради душеполезного послушания житию сему, которым украсил он престол великого Новгорода и многия души привел ко спасению».
Время рождения Нифонта не означено ни в летописях, ни в патерике, однако с полной достоверностью можно предполагать, что он родился в последней четверти XI столетия, между 1080 и 1085 гг., потому что в 1130 г. он делается епископом; а на эту высокую иерархическую степень, согласно с соборными постановлениями, он в тогдашнее время не мог быть возведен моложе, по крайней мере, 45 лет.
Преподобномученица Евдокия – Евдокия Павловна Павлова – родилась 1 августа 1876 года в городе Москве. Когда ей исполнилось одиннадцать лет, ее вместе с сестрой Пелагией, которая была на два года младше, родители отдали на воспитание в Московский Страстной монастырь; впоследствии сестры были приняты в монастырь послушницами и подвизались в нем до его закрытия. После разорения обители некоторые монахини и послушницы сняли полуподвальное помещение на Тихвинской улице, привели его в порядок и поселились в нем, зарабатывая себе на жизнь рукоделием – шитьем одеял. Вместе с Евдокией жила ее сестра Пелагия, послушницы Вера Морозова, Мария Носова и София Селиверстова; все они, как и в монастыре, исполняли молитвенные правила, иногда приглашали для служения молебнов священников.
Протоиерей Аркадий Добронравов родился в 1868 году в селе Устье Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Аликовского района Чувашии) в семье диакона Павла Добронравова.
В 1889 году Аркадий окончил Казанскую Духовную Семинарию, и был рукоположен во священника к селу Пичкасы Спасского уезда Казанской губернии. В 1893 году за ревностные труды по устройству нового храма получил благословение Священного Синода с грамотой. В 1894 году награжден набедренником. В 1896 году по прошению перемещен в храм Казанской Божией Матери города Цивильск. В 1898 году награжден скуфьей, в 1898 году за усердное отношение к церковно-школьному делу выражена благодарность Казанского Епархиального Училищного Совета со внесением в формуляр. В этом же году награжден серебряной медалью на Александровской ленте, серебряной медалью за участие в деятельности Красного Креста во время Русско-японской войны, серебряной медалью на двойной Александровской ленте. В 1905 году за отличную службу преподано благословение Священного Синода с грамотой. В 1907 году серебряной медалью за участие в деятельности Красного Креста, в 1909 году серебряной медалью на двойной Владимирской и Александровской лентах.
В миру — Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника (память 1/14 сентября). Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет.
Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.
Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (в миру Степан Васильевич Фомин) родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. После смерти родителей пятилетний Степан стал жить с семьёй старшого брата. Средний его брат принял постриг в Оптиной Пустыни. Степан хорошо окончил трёхклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник. Мальчик был слаб здоровьем, в полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Часто зимой посещал он брата в Оптиной пустыни.
3 января 1909 года Степан был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником. Так он напитывался благодатным духом Оптинского старчества. Пострижен Степан был в мантии с именем Севастиан в 1917 году, когда начиналось время гонения на Церковь Христову.
Священномученик Иаков родился в 1896 году в городе Бежецке в семье священника Иакова Бойкова. С детства любимым занятием его было чтение духовных книг, а любимой игрой — «игра в храм». На чердаке дома он оборудовал себе небольшую библиотеку и устроил «церковь» — повесил иконы, колокольчики и утром, когда наступало время службы, звонил. Все окружающие думали, что мальчик посвятит свою жизнь сугубо служению Богу скорее всего в монашеском звании, и, когда он впоследствии женился, были весьма удивлены. Яков окончил духовное училище, поступил в Тверскую Духовную семинарию, а по окончании её в 1915 году — в Московскую Духовную академию. После государственного переворота в 1917 году академия была закрыта; Яков в Сергиевом Посаде не имел родственников и из-за наступивших голода и разрухи вынужден был уехать в Бежецк к сестре. Гимназию в Бежецке переименовали в реальное училище, но состав преподавателей оставался прежним, и его взяли учителем. Яков Яковлевич проработал здесь два года, но был уволен, потому что был сыном священника и не скрывал своих взглядов — какой он видит окружающую жизнь.
Священномученик Иоанн (Бойков) родился в 1891 году в городе Бежецке и был старшим братом священномученика Иакова.
В 1915 году он окончил Тверскую Духовную семинарию и поступил псаломщиком в собор в городе Осташкове.
В 1917 году умер его отец священник, и родственники уговорили Ивана Яковлевича вернуться на родину в Бежецк, куда он приехал в 1918 году и устроился работать учителем. Но не по душе было религиозному молодому человеку преподавание в новой, враждебной православию школе. Он женился, оставил учительство и в 1921 году был рукоположен во священника ко храму села Залужанье Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он служил до 1929 года. В это время началась коллективизация, и, как почти везде, началась она с закрытия храма. После того как храм был закрыт, жена священника Евфросиния Михайловна стала просить его, чтобы он не искал нового места и перестал служить; о том же просили и некоторые из крестьян, видя, что не сегодня-завтра священник может быть арестован. Они говорили ему:
Прохор Михайлов держался еще две версты. На девятой после восьми штыковых ран он потерял сознание и стал нечувствительным к пыткам, поэтому его расстреляли.
Похоронили мучеников в их приходе - на кладбище села Гнездово. Портретов их не сохранилось. Но иконы, посвященные им, есть. Ведь святые Петр и Прохор встали в бесконечный ряд новомучеников российских, пострадавших за веру в ХХ веке. Сколько их всего, сказать трудно. С каждым заседанием Священного Синода растет число прославленных Русской православной церковью в лике святых мучеников и исповедников. Открываются все новые и новые имена, судьбы, подвиги. Нашу Церковь уже называют Церковью новомучеников российских.
27 марта 1918 года к священнику села Гнездово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии явились комендант местной Никулинской волости, два вооруженных красногвардейца, письмоводитель, два члена волостного комитета и предъявили распоряжение председателя волостного совета Журавлева произвести опись церковного имущества. В присутствии причта и церковного старосты приступили к описи, в которую включили все вещи из серебра и меди и ризницу. Невзирая на бедность недавно построенного деревянного храма, они взяли из церкви все деньги: двадцать три рубля тринадцать копеек и две кассовые книжки на двести рублей.
На четвертый день после этого Журавлев был схвачен народной толпой и отправлен под конвоем в соседний Козловский комитет, но дорогою, при переходе через реку, он бросился в воду и утонул. Народ признал это явным наказанием Божиим за разорение церкви.
Священномученик Николай родился 6 декабря 1875 года в городе Аренсбурге Эстляндской губернии в семье священника Адама Симо; в 1888 году отец Адам был назначен в эстонский приход, открывшийся при Андреевском соборе в Кронштадте.
В 1887 году Николай поступил в Рижское духовное училище, окончив которое в 1891 году по первому разряду, продолжил образование в Рижской Духовной семинарии; в 1894 году отец перевел его в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию. Окончив семинарию в 1897 году, Николай обвенчался с девицей Лидией, дочерью священника Павла Панова, и 23 ноября 1897 года был рукоположен во священника к Андреевскому собору в Кронштадте на место отца, переведенного в это время служить в эстонский приход при гатчинском Павловском соборе.
Священномученик Алексий родился в 1878 году в селе Неклюбка Черниговской губернии в семье белорусского крестьянина Петра Кротенкова. В 1902 году он окончил Приснянскую учительскую школу и, выдержав успешно экзамен, стал учителем в церковно-приходской школе в родном селе. В начале ХХ столетия стала явной нехватка священников, особенно острая после столыпинских реформ и образования новых поселений, оказавшихся лишенными храмов и священников. Эта проблема получила некоторое разрешение благодаря усилиям протоиерея Иоанна Восторгова, который основал в Москве пастырские курсы, подготовившие множество достойных священников, избравших пастырское поприще по убеждению. Одним из них стал священник Алексий Кротенков. По окончании в 1911 году пастырских курсов он был рукоположен во священника к церкви в поселке Ушкевском Туринского уезда Тобольской губернии. В 1929 году он был направлен служить в храм во имя святителя Николая в селе Ницинском Ирбитского округа Уральской области.
Священномученик Иоанн Вечерко родился в 1890 году в деревне Косаричи Бобруйской губернии, в семье псаломщика. В 1913 году он оканчивает Минскую духовную семинарию. Через два года, в 1915 году, Иоанн Вечерко принимает сан священника и назначается нести послушание в Покровской церкви деревни Кривоносы Бобруйского уезда (сейчас Стародорожский район). Здесь он прослужил все последующие годы.
После 1917 года на жизнь отца Иоанна выпало немало испытаний. Открытое исповедание своей веры, служение Богу, Его Святой Церкви и людям, постоянное попечение о всех тех, кто нуждался, кто скорбел, кто впадал в отчаяние, кто оставлял веру и уходил на «страну далече», — конечно, в те страшные времена такое рвение, проявленное со стороны священника, не могло остаться безнаказанным. В 1928 году батюшку впервые арестовывают «за несвоевременное внесение налога». Он был осужден на 9 месяцев заключения. Однако это не сломило твердого характера истинного пастыря. Возвратившись из тюрьмы, он вновь стал совершать богослужения в местной церкви.
Преподобномученица Мария родилась в 1874 году в Санкт‐Петербурге в семье владельца сургучной фабрики, купца Александра Ивановича Лелянова и в крещении была наречена Лидией. Семья жила неподалеку от Новодевичьего монастыря рядом с Преображенской церковью на Забалканском проспекте. Отец скончался, когда Лидии исполнилось три с половиной года, а ее сестре Юлии полтора года, и они остались на попечении матери и старших братьев.
Лидия училась в женской гимназии, но незадолго перед ее окончанием она заболела энцефалитом, вследствие чего у нее развилась болезнь Паркинсона, а затем ревматизм и подагра. Сдавать выпускные экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Родные предприняли много усилий, чтобы помочь девушке, показывали ее знаменитым отечественным докторам, возили за границу для консультаций с европейскими специалистами, но никто не смог ей помочь.
Будущий епископ Николай родился 28 мая 1871 г. в селе при Введенской Томашской церкви Кадниковского уезда Вологодской губернии. Отец его, Аполлоний Караулов, был сельским иереем Вологодской епархии. Николай учился в Вологодской духовной семинарии и в 1893 г. окончил ее. В том же году, 15 сентября, архиепископ Вологодский и Тотемский Израиль (Никулицкий) определил его псаломщиком Георгиевской церкви г. Вологды, а 26 декабря рукоположил в сан диакона к этой церкви с исполнением обязанностей псаломщика. Прослужив при храме св. Георгия год, О.Николай был перемещен в Вологодский Спасовсеградский собор. Здесь он удостоился серебряной на Александровской ленте медали, выбитой в память царствования Императора Александра III. В клировой ведомости Спасовсеградского собора за 1896 г. есть помета о псаломщике-диаконе Караулове: « <в году сказал> 4 проповеди; <поведения> отлично хорошего; весьма скромен и миролюбив» .