Некрасов Александр Владимирович Стрелок-наводчик гранатомета. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды, посмертно. читать
Данилов Фома Данилович, унтер-офицер Туркестанского батальона, убит в плену за отказ принять магометанство (1875) читатьСвятые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн, первые мученики за веру на Руси читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читатьНосов Виктор Петрович, лётчик-торпедоносец направил свой горящий самолёт во вражеский транспорт, совершив первый таран бомбардировщика читатьФомин Алексей Юрьевич, Принимал участие в ликвидации бандитов, вторгшихся в Республику Дагестан. Герой России. читатьРахлин, Анатолий Семенович советский и российский тренер по дзюдо подготовил более 100 мастеров спорта читатьШмидт, Отто Юльевич учёный, математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира (1928), исследователь Севера. Профессор, Академик читатьСеменов Николай Николаевич, нобелевский лауреат по химии (1956 г) читатьКовалевская Софья Васильевна, первая в мире женщина профессор математики читатьЕлеазар Анзерский преподобный Русской церкви, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита Соловецкого монастыря. читатьГрязнов Викентий Григорьевич, бортмеханник ТУ-104, ценой своей жизни спас жизнь пассажирам самолета ТУ-104 (при попытке угона самолета) читатьБутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читатьЛука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, прославленный в сонме новомучеников и исповедников Российских читатьФедотов, Павел Андреевич русский живописец и график. Известен по картинам "Сватовство майора" "вдовушка" читатьЧохов Андрей, выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик. создал большое количество орудий, в т.ч. Царь-пушку читатьЯковлев, Юрий Васильевич советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1979) читатьОсипов Сергей Александрович - командир 4-го дивизиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Балтийского флота, капитан-лейтенант. читать
Преподобномученик Никифор (в миру Николай Иванович Кучин) родился в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии. Служил в армии и дослужился до чина унтер-офицера. После выхода в отставку Николай Иванович в 1909 году поступил в Соловецкий монастырь, в 1913 году архимандрит Иоанникий постриг его в монашество с именем Никифор. В монастыре монах Никифор окончил пять классов братского училища. Проходил послушание заведующего рухлядной палаткой, был рукоположен во иеромонаха и во время начавшихся гонений на Русскую Православную Церковь явился ближайшим помощником архимандрита Вениамина.
После отбытия заключения в 1922 году, архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор поселились на Соловецком подворье в Архангельске, а после закрытия подворья – у некоего архангелогородского фармацевта, который, как православный, и приютил оставшихся без крова монахов. Но жизнь в шумном городе была не по душе монахам, искавшим уединения, и они по совету послушника Соловецкого монастыря Степана Антонова летом 1926 года переехали в село Часовенское Архангельской области к его сестре Анне.
Преподобномученик Вениамин (Василий Васильевич Кононов) родился в 1869 году в Шенкурском уезде Архангельской губернии в крестьянской семье. Еще в детстве он побывал в Соловецкой обители. Достигнув зрелого возраста, Василий отправился на Соловки. В 1893 году, при архимандрите Варлааме, он был принят в Спасо-Преображенский монастырь трудником. Через четыре года был определен в число послушников обители. Он учился в Соловецком училище, был благонравен и послушен. Василию давали послушания руководить хлебопекарней, заведовать расходной монастырской лавкой.
В 1903 году был пострижен Соловецким архимандритом Иоанникием в монашество с именем Вениамин (в честь священномученика Вениамина Синайского). Инок отличался склонностью к уединению, любил церковную службу. Уже через два года Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а в 1908 году в сан иеромонаха. Он был определен к службе при святых мощах преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев и назначен законоучителем братского училища.
Зосима, преподобный Ворбозомский — основатель упраздненного в 1864 г. Благовещенского монастыря на острове Ворбозомского озера, в 22-х верстах от Белозерска; был учеником преподобного Корнилия Комельского. Скончался в 1550 году. Мощи его почивают под спудом Благовещенской церкви. Память его чтится 4 апреля. Костомаровым в "Материалах" (стр. 148—156) издано с рукописи XVI в. "Поучение и послание Изосимы святого к Настасии дщери моей"; наименование сочинителя святым и недревний язык послания дают право приписать этот труд препод. Зосиме.
Преподобный Иосиф, много лет находясь в болезни, обещал до смерти служить в Печерском монастыре, если Господь Бог дарует ему исцеление. Господь услышал его молитву и даровал ему здравие. Посему, придя в Печерский монастырь, он принял на себя иноческий образ и до смерти усердно подвизался и угождал Богу постом, молитвой, и братии служил своим послушанием. Память его 17 (4) апреля.
14 апреля (1 апреля по церковному календарю) совершалась память священномученика Сергия Заварина, пресвитера Любимского — восьмидесятилетие его преставления. Он прославлен в лике новомучеников Архиерейским собором 2000 года для общенародного почитания. Во святых прославлен как мученик и его сын, Борис, расстрелянный в 1937 году. Не прославлен, но также расстрелян в 1937 году за служение Церкви его брат, священник Николай. Сегодняшний рассказ — прежде всего о священномученике Сергии, но немного и о семье. Немного — потому, что сведений сохранились лишь крупицы…
Будущий священномученик Сергий родился 10 сентября 1885 года в с. Вознесенское-на-Обноре Любимского уезда Ярославской губернии (ныне село Вознесение Любимского района) в семье священника Константина Павловича Заварина. Отец Константин, судя по всему, служил в Вознесенском до конца жизни, получал различные церковные награды и в 1913 году был благочинным 2-го округа Любимского уезда.
Преподобный Геронтий подвизался в XIV веке. Он был иноком Киево-Печерского монастыря и исполнял послушание канонарха. Всю свою жизнь он провел в обители, в подвигах воздержания, послушания и молитвы. Преподобный Геронтий был погребен в Дальних пещерах.
Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И... отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у Павла Ивановича даже поговаривали порой: «С ума сошел, а какой был человек!..»
Точная дата рождения преподобного Евфимия неизвестна. Принято считать, что он родился в 1316 году. Место рождения — Нижний Новгород. Под влиянием благочестивых родителей у преподобного Евфимия уже с раннего детства проявились любовь к Богу, стремление к духовным подвигам, к религиозному самоуглублению. В храме Божием созревает у него решение всецело посвятить себя служению Господу. Однажды Евфимий, руководствуемый Божественной силою, направился в Печерскую обитель, основанную иноком Дионисием, впоследствии святителем Суздальским, на высоком берегу Волги близ Нижнего Новгорода. «Причти меня, отче, к святому твоему избранному стаду», — взмолился он, обратившись к Дионисию. Став иноком, Евфимий усердно предался духовным трудам, посту и молитве. Изнуряя плоть, он желал возвысить, очистить и укрепить свою душу. Пост доставлял ему такую радость, что Евфимий просил у игумена разрешения принимать пищу только один раз в два или три дня, но не получил на это благословения. На тело свое он возложил железные вериги.
Родился Иоанн Александрович Блюмович в 1888 году в Варшаве в семье рабочего. С юных лет он выбрал путь служения Богу, успешно закончил Московскую Духовную академию. Революционный вихрь разлучил его с сыном Борисом, который учился в Чехословакии, а затем жил в Польше, вернуться на родину ему не разрешили власти.
В 1935 году отец Иоанн приехал в Судак и служил в Покровском храме. У него было много знакомых среди немецких колонистов, люди любили его и старались поддержать после закрытия храма, когда не стало средств к существованию. Однажды продавщица ларька дала отцу Иоанну 3 килограмма риса. Один из местных жителей возмутился: полки магазинов пустые, а она поддерживает «деклассированный элемент», на что добрая женщина ответила: «Он тоже есть хочет…».
Фома Данилевский, будущий игумен Филарет, родился в 1777 году на Западной Украине в семье благочестивых казаков. Научившись грамоте, Фома начал помогать причетникам своего храма в чтении и пении. В последнем он особенно преуспел, а также по собственной любознательности выучил церковный устав. Протоиерей, настоятель храма, где пел и читал Фома, однажды отправился в Киев, и взял с собой отрока. В Киеве у протоиерея был знакомый – уважаемый старец, настоятель Дальних Пещер Киево-Печерской Лавры, иеромонах Трифиллий, который взял Фому себе в келейники. В Киево-Печерской Лавре при отце Трифиллии Фома Данилевский прожил около трех лет. Эти годы принесли ему великую пользу, во многом сформировали уже окончательно его личность, направив ее на служение Богу. Отец Трифиллий пророчески сказал: «Знай же, ты будешь монахом и начальником над монахами!». Однако вскоре Фоме Данилевскому пришлось отбывать воинскую повинность в черноморском казачьем войске. После тяжелой болезни и чудесного выздоравления, Фома принял решение идти снова в Киево-Печерскую Лавру, где был принят с радостью и поставлен на клирос в Великой церкви Успения Божией Матери.
Преподобный Ипатий, целебник Печерский, прославился в подвиге сурового постничества и постоянного молитвенного бдения. Ночами он стоял на молитве, спал очень мало, а питался только хлебом и водой. Преподобный Ипатий всецело посвятил себя служению больным и за самоотверженный подвиг получил от Бога благодатный дар чудесных исцелении. Больные различными недугами часто прибегают к его молитвенному заступничеству.
Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье бедного причетника. Во святом крещении он был назван Иоанном. Апостол Америки и Сибири свое благовестие пронес «даже до края земли»: на Алеутские острова (с 1823 г.), на шести наречиях местных племен на о. Ситху (с 1834 г.), среди колошей (тлинкитов); в отдаленнейшие селения обширной Камчатской епархии (с 1853 г.); среди коряков, чукчей, тунгусов в Якутском крае (с 1853 г.) и Северной Америке (в 1857 г.); в Амурском и Уссурийском краях (с 1860 г.).
Но окончании Иркутской духовной семинарии в 1817 году юноша получил посвящение в сан диакона, а в 1821 году – во священника. Три года он проходил священнослужение в Благовещенском храме в Иркутске, проявив себя ревностным и усердным пастырем. В 1824 году будущий святитель, вместе с другими священнослужителями Иркутской епархии, получил от епархиального начальства письменное приглашение на миссионерское служение на Алеутские острова. Вначале он отказался, но затем, вняв призыву Божию потрудиться на ниве духовного просвещения, дал свое согласие. Вместе с женой, тещей и детьми священник Иоанн Вениаминов отправился в семимесячное, весьма опасное, путешествие из Иркутска на северо-восток.
Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. Отца будущего Святителя звали Феодором. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. Однажды святитель Фотий, митрополит Московский (память 27 мая и 2 июля), посетил Симонов монастырь и, после молебна, преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков, исполнявших послушание на монастырских работах. Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь спасения.
Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец, известный под фамилией Кристалевский, родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году. Отец его, Назарий Федоров, был "посполитый человек, бельцем его, Софрония, звали Стефаном", в честь первомученика архидиакона Стефана. У него было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата - Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорского Золотоношского монастыря.
Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. С возрастом Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя – Иоасаф, епископ Белгородский (память 4 сентября и 10 декабря), и Павел, митрополит Тобольский.
Михаил Иванович Викторов родился в 1871 году в селе Болошнево Рязанского уезда Рязанской губернии в семье протоиерея Иоанна Викторова. Образование будущий священноисповедник получил в Рязанской Духовной семинарии, после окончания которой он был рукоположен к церкви села Болошнева. Эта церковь была построена при деятельном участии прежнего ее настоятеля протоиерея Иоанна Викторова, поэтому не удивительно, что священник Михаил призывается продолжить дело своего отца и назначается настоятелем в этот приход.
В Болошневской церкви отец Михаил прослужил до своего ареста, который состоялся 17 января 1930 года. Тройка при ОГПУ осудила священника на 3 года лагерей в Северном крае. Отца Михаила отправили в Соловецкий лагерь особого назначения, в котором он и умер ровно через три года, 11 апреля 1933 года, придя за справкой об освобождении.
Первым пустынножителем Печерским почитается преподобный Марк, первым же основателем монастыря был преподобный Иона.
В древней повести летописец после имени прп. Марка сразу ставит имя прп. Ионы: «Священник некий, именем Иоанн, от Московской страны, по прозванию Шестник (что значит шествующий от одного места на другое), сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором Пресвитером во Храме св. Николая Чудотворца и Великомученика Георгия, его же Великий князь Ярослав Владимирович (Мудрый) о имени своего устроя».
Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев (Дерпт) как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями (1467).
Монашество и пустынножительство возникло на Руси вместе с принятием христианства.
Из Супрасльской летописи известно, что еще при князе Владимире в Киеве, около Десятинной церкви, был монастырь. Сердцу русского монашества, Киево-Печерской Лавре, положили начало пустынножитель пресвитер Иларион и преподобный Антоний.
Само пустынножительство на Руси начало развиваться в конце XII и начале XIII столетий, т.е. после основания Киево-Печерской Лавры, коя являлась высочайшим образом иноческого жития.
Подобно Киево-Печерскому, стали образовываться и псковские монастыри: Елеазаровский, Крыпецкий, Никандров.
Мученик Иоанн родился в 1880 году в деревне Алексеевка Рождественской волости Боровского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Алексея Чернова. Окончив сельскую школу, Иван, как и отец, стал заниматься сельским хозяйством. После прихода к власти безбожников и коллективизации крестьянских хозяйств Иван Алексеевич из деревни уехал и устроился работать на наро-фоминскую фабрику, но когда ее администрации стало известно, что он исполняет в Петропавловской церкви обязанности псаломщика, он тут же был с фабрики уволен и ему пришлось вернуться в деревню.
В 1938 году председатель сельсовета составил справку для НКВД на арест Ивана Алексеевича, поставив ему в вину, что дочь его была в монастыре и сам он был устранен от работы в колхозе как религиозный элемент.
Священномученик Василий родился 30 декабря 1877 года в селе Патакино Владимирского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Ксенофонта Малинина. По окончании Владимирской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и служил в храме во имя преподобного Корнилия в городе Переславле.
В 1930 году он был уже митрофорным протоиереем и служил в городе Переяславле. Как чуткий и заботливый пастырь отец Василий большое внимание уделял детям. В Корнилиевскую церковь на беседы к батюшке приходили не только переяславцы, но и дети из близлежащих деревень. Рассказывая школьникам о Боге, Церкви, батюшка интересовался их учебой, жизнью их семей. Зная, в каком мраке безнравственности и злобы пребывает народ, отец Василий, надеялся через детей, через их чистые сердца привести к Господу и их родителей.
Священноисповедник Николай Яковлевич Постников родился в 1857 г. в городе Касимове Рязанской губернии в семье священника. В 1878 г. Николай Яковлевич окончил Духовную семинарию и до 1883 г. был директором и преподавателем Закона Божия Курловского одноклассного образцового училища в Касимовском уезде.
В 1883 г. он был рукоположен в священника к Воскресенскому храму в с. Любич Зарайского уезда Рязанской губернии, впоследствии этот уезд вошел в состав Московской епархии. С 1889-го по 1902 гг. о. Николай исполнял послушание окружного миссионера по борьбе с расколом, с 1893-го по 1906 гг. был членом благочиннического совета. В 1901 г. о. Николай был награжден наперсным крестом и возведен в сан протоиерея.