Шильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читать
Котельников Глеб Евгеньевич, создает в 1911 году первый в мире ранцевый парашют читатьГраве, Дмитрий Александрович математик, создатель первой крупной русской математической школы, из которой вышли многие ведущие математики читатьЛазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьКрамник Владимир Борисович чемпион мира по «классическим шахматам» (по версии ПША) в 2000—2006, 14-й официальный чемпион мира читатьЛаптев Харитон Прокофьевич русский полярный исследователь 1739—1743 на шлюпке вышел из устья Лены исследовать берег Сев Ледовитого океана читатьБорисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читатьМаксим Тотемский блаженный юродствовавший 45 лет, был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы. читатьВещий Олег князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. читатьВойно-Ясенецкий Валентин Федорович, хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ, а с апреля 1946 архиеп. Симферопольский читатьЦзю, Константин Борисович боксёр, трёхкратный чемпион СССР 1989–1991, абсолютный чемпион мира (по версиям WBC/WBA/IBF) среди профессионалов читатьЦыденжапов, Алдар Баторович матрос погиб во время тушения пожара на эсминце "Быстрый" предотвратив взрыв и гибель 300 человек читатьПавел Обнорский ученик Сергия Радонежского, основатель Павло-Обнорского монастыря. Почитается Русской церковью в лике преподобных, читатьГригорий затворник печерский пищей преподобного Григория всю жизнь служила невареная трава. Он давал эту траву приходившим и она исцеляла читатьЛандау Лев Давидович, выдающийся советский физик, Нобелевский лауреат (1962), Герой Социалистического Труда (1954). читатьКрутень Евграф Николаевич российский военный лётчик, ас истребительной авиации Первой мировой. Написал пособие по ведению воздушного боя читатьПолзунов Иван Иванович, русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя. читать
Свой творческий путь в театре В.А.Этуш начал с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. Самая заметная роль в начале творческого пути — слуга Лаунс в комедии Шекспира «Два веронца». Благодаря блистательным интермедиям Н.Эрдмана, роль сверкала и искрилась юмором. Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Все это в полной мере присутствовало у артиста, и эта роль стала одной из самых его любимых.
Этуш всегда умел создать цельный характер на небольшом по объему материале. Среди его ранних работ и мягкий, интеллигентный Дорогомилов («Кирилл Извеков» К.Федина), и полицейский Меньос («Ангела»), и знаменитая маска Бригеллы («Принцесса Турандот» К.Гоцци).
Творческая судьба В.А.Этуша — прекрасное подтверждение знаменитой формулы К.Станиславского о том, что нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты.
Герои скульптур не придуманы, они вокруг него: выносливые мужчины ханты, лунощекие женщины. Если анималистический жанр, то из-под резака появляются животные Севера: олени, зайцы, куропатки. Их нужно непременно любить, чтобы в скульптуре, изначально статичном виде искусства, ощущалось движение, движение души живого мира.
На работы Геннадия Хартаганова, народного художника, скульптора малых форм, можно посмотреть в окружном Музейно-выставочном комплексе им. И.С. Шемановского, сегодня открылась его персональная выставка, посвященная 65-летию.
За все это время Геннадий Хартаганов ни разу надолго не покидал свою малую родину - поселок Питляр. Здесь он родился, тут он черпает вдохновение для новых работ.
Ангарский поэт Иннокентий Федорович Новокрещенных родился в 1932 году в с. Красное Полесье Бичурского района Бурятской АССР. Рядом с селом располагались земли Троицко-Селенгинского монастыря, где в русских селениях вместе с потомками землепроходцев и казачества жили и новокрещенные из мунгалов (бурят). Его отец, Федор Герасимович Новокрещенных,— сельский учитель, погиб в 1942 году на фронте. Детство поэта прошло в деревне. В военные и послевоенные годы он, вместо учебы в школе, работал в колхозе, в сапожной и бондарской мастерских, электриком в Улан-Удэ. Аттестат зрелости получил в вечерней школе уже после действительной службы в военно-морском флоте.
В 1955-м, демобилизованный с Тихоокеанского флота, Иннокентий приехал в строящийся Ангарск. Начал свою трудовую жизнь в одном из подразделений комбината-16, работал посменно, потом поступил в Иркутский государственный университет заочно на отделение журналистики. Первые подборки его стихов появились в местной газете «Знамя коммунизма», областных газетах и журналах.
Однажды художнику-иркутянину Анатолию Ивановичу Алексееву задали вопрос: в чем выражается самобытность искусства иркутских мастеров? Только ли в том, что их тема — «Сибирь и сибиряки»?
— Конечно,— ответил Алексеев,— творчество наших художников вдохновляют поистине эпические картины созидания, величие и красота земли сибирской, неповторимая мощь самого прибайкальского пейзажа. Но каждый иркутский художник отличен индивидуальной манерой, кругом интересов. Каждый привержен заветным темам и, размышляя с кистью в руке об истории и современности Родины, о славе и доблести предков и о сегодняшних буднях человека труда, вкладывает в эти размышления личный гражданский опыт, особый лиризм…
Валерий Александрович Гаврилин — известный советский и российский композитор, автор хоровых, вокально-симфонических, камерных произведений, необыкновенно точно и глубоко воспевший характер русского народа. Среди его сочинений есть как крупные симфонические произведения, оперы и балеты, так и небольшие сюиты, а также песни к кинофильмам. Валерий Гаврилин композитор новатор, сумевший добиться звучного сочетания аутентичной народной мелодии с элементами эстрадной и классической музыки.
Валерий Гаврилин родился 17 августа 1939 года на русском севере в городе Вологде в учительской семье. Его отец, Александр Петрович, возглавлявший отдел народного образования, погиб вскоре после начала войны, а мать, Клавдия Михайловна, преподавала в интернате. В тяжелые годы войны мальчик жил с мамой, в селе Перхурьеве, где она трудилась директором детского дома. Несмотря на тяжелое время, композитор с благодарностью вспоминал тот период: «Я ведь сочиняю и живу только тем, чем напитался в детстве».
Люсьена Овчинникова – советская и российская актриса, получившая звание заслуженной артистки РСФСР, считалась «любимой» актрисой. Образы, воссозданные Люсьеной на экране в фильмах «Девчата», «Мама вышла замуж», до сих пор любимы публикой.
Люсьена Ивановна Овчинникова родилась в украинском городке Олевск в сентябре 1931 года. Детство было омрачено смертью мамы, которой не стало, когда девочке едва исполнилось 6 лет. Отец, военный по специальности, женился вторично. Отношения с мачехой налаживались непросто.
Семидесятые - годы романтиков. На всю жизнь впитал Юрий Юнкеров дух покорителей северных кладовых. Именно тогда зарождались нынешние города Ямала - Ноябрьск, Надым, Новый Уренгой. Именно в то время ямальский газ стал давать стране тепло своей земли. И нельзя было не сочинять песен о людях, которые стояли за каждым кубометром добытого газа, за каждым построенным домом, за каждым километром дороги на Север. «Юность Ямала», «Салехардский вальс», «Северная лирическая», «Песня дружбы» - творчество молодого композитора того времени.
Николай Иванович Парфенов – актер, запомнившийся любителям кинематографа. В послужном списке этого обаятельного и харизматичного человека более ста кинематографический работ, где Парфенов исполнял преимущественно эпизодические роли.
Простые советские обыватели давались Николаю Ивановичу на ура. Он играл инженера, милиционера, крестьянина, водителя автобуса – тех людей, которые запросто могут встретиться на улице. Несмотря на мимолетное появление в фильмах, Парфенов заставлял зрителей вспоминать о своих персонажах и думать об их судьбе. Актер играл в таких фильмах, как «Черт с портфелем», «Где находится нофелет?», «Ко мне, Мухтар!» и других знаменитых картинах великих режиссеров.
Вот она – эта радость. На холстах и листах плотной бумаги, забранных в строгие рамы. Простая, как вечность, незамысловатая, как мироздание… Картины иркутского художника Николая Статных.
На нужный лад настроила первая же работа. Автопортрет сепией и акварелью – этакий хитрован-бородач в раздуваемом ветром дождевике шагает себе то ли вниз по косогору, то ли вдаль по земному скату. И лёгкий батожок в его руке подозрительно похож на детскую палочку-лошадку. Так и идёт вперёд под прямыми струями серого дождя этот человек… И дождевичок раздувается, а игогошка весело толкает бурую землю.
Так несколько лет назад встречали иркутского художника, графика, дизайнера Николая Семеновича Статных в Тобольске.
В октябре 1931 года в семье советских учителей в Ленинграде родился замечательный поэт и прозаик Глеб Горбовский. Отец его был выходцем из крестьян, а мать из семьи известной писательницы. Видимо, Глеб Горбовский получил свой талант по наследству. Поэт не очень любил откровенничать о своей жизни, но автобиографию написал остроумную, где за шутливым тоном явно слышится и понимается огромная жизненная ответственность.
Автобиография Многое было невыносимым уже в детстве. Мальчиком Глеб Горбовский пережил оккупацию вдали от дома, скитался четыре года. Многое перенёс и в юности: проблемы в учебных заведениях, колонию. Но уже в раннем возрасте получалось с головой уходить в стихи. Глеб Горбовский начал их писать в шестнадцать лет, беглецом скрываясь далеко в заповедной глуши. Там, где учительствовал его лишённый прав отец, находясь на поселении. Всё это, наверное, невозможно рассказывать всерьёз бесслёзно, а мужчине, даже и поэту, плакать не пристало.
Он родился 8 февраля 1925 года в селе Даровское Кировской области в семье железнодорожников. Родители часто переезжали с места на место, какое-то время семья Вагиных жила в Алма-Ате, и с тех пор Евгений Иванович любит солнце и жару. Но к холодному Нижнему Тагилу все же прикипел всем сердцем.
– Очень люблю этот город за природу, за его характер, – говорит Евгений Иванович. – Мне нравился старый Тагил, период, когда город перестраивался, был очень интересным, я старался передать его в своих работах. К сожалению, сейчас я не узнаю свой город, мало что в нем вызывает восхищение…
Евгений Вагин – Заслуженный художник России, член Союза художников СССР, Ветеран труда.
Родился 10 сентября 1923 г. Окончил Ленинградский Государственный Университет. С 1967 г. работал в Петербург-концерте.
Евгений Валентинович – человек уникальной эрудиции и широчайшего кругозора. Его выступления неизменно поражают богатством материала, оригинальностью суждений, изяществом речи, неординарностью ассоциаций и параллелей, блестящим ораторским мастерством. Его вкус, умение проникать в суть явлений, подмечать тончайшие нюансы и открывать новое, его стремление быть подлинным хранителем таинств русской словесности притягивают зрительскую аудиторию. У творчества Евгения Валентиновича много поклонников. Он работает на лучших площадках Санкт-Петербурга. Его авторству принадлежат такие просветительские музыкально-литературные проекты, как: «Духовные искания русских писателей», «Земная жизнь и жизнь вечная», «Христианство и мирская власть», Искусству дань мы отдадим», «Шедевры русской литературы ХIХ века», «Избранные страницы русской
Юлия Григорьевна Шишина-Зелинская – выдающийся поэт современности, воплотивший в своём творчестве едва ли не весь трагический смысл переживаемой нами эпохи. В 1980-м, весьма благополучном для многих году, она писала: «Дай свет в ночи О, Господи, прошу! / Стихия зла кругом обнажена – / Ищу Тебя, / Нигде не нахожу. / От духовидства страшно трепетать – / Реальный мир, как ложь, /Как сон пустой. Бродящую по свету вижу мать, / Тебя зовущую, с безумной головой. – / Безумна ли она? А может мы безумны? / Приняв за разум суету в ночи? / О, Господи! Явись ко мне бесшумно / И пожалей! Что делать научи!» Эта молитвенная драма положила начало целому циклу стихотворений, порождённых атмосферой апокалиптических предчувствий, а также перемен, в то время не осознаваемых большинством современников. Вот строки 1982 года: «Молиться, молиться надо, / Молиться каждую ночь, / Чтобы земного ада / Ужасы превозмочь. / В ужасах этого ада / Нельзя ничего понять! / Молиться, молиться надо: / Помилуй мя, Господи! / Чтоб завтра опять вставать».
Евгений Яковлевич Ганеев - старший преподаватель кафедры продюсерства в области исполнительских искусств РГИСИ, заслуженный работник культуры Российской Федерации, один из основателей Российской национальной театральной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»
С 2002 года до последнего времени Е.Я. Ганеев преподавал на продюсерском факультете нашего института.
Опытнейший театральный руководитель, Евгений Яковлевич начинал профессиональный путь артистом, окончив в 1968 году актерский факультет Горьковского театрального училища. Служил актером в театрах Вологды, Костромы, Волгограда, Донецка, Таганрога, а также в русских драматических театрах в Самарканде и Ереване, получив звание заслуженного артиста Армянской ССР.
Выходец из российской глубинки, всегда чувствовавший свою кровную связь с ней, богато одаренный от природы, сочетавший стихийную силу глубоко народного таланта с «аристократической» огранкой голоса, что называли «сильнее грома», любимец Георгия Свиридова и первый исполнитель многих его произведений, в том числе «Патетической оратории», Александр Филиппович Ведерников стал одним из самых прославленных русских басов XX столетия и гордостью оперной труппы Большого театра.
— Ведерников — талантливый человек, человек огромного дарования, огромной души, огромного „нутра“, и его воспарения художественные… просто грандиозны… Александр Филиппович — один из тех артистов, что первыми обозначили в современном искусстве новую эпоху. Он певец новой формации, особое явление — из самой жизни… Он артист ярко выраженной национальной стихии, истинно русский артист, — Георгий Свиридов.
Мих Мих, как его ласково называли коллеги, отличался природной добротой. Даже бывшие жены (а он был женат трижды) всегда говорили о нем исключительно с любовью.
«Он давно болел»
- Миша давно болел, - рассказывает «Комсомолке» его бывшая, вторая по счету жена Нина Семеновна Буденная, дочь знаменитого советского военачальника. - Два года боролся с болезнью ног, с палочкой ходил. У Миши, говоря простым языком, была закупорка вен. Сосудистая болезнь его мучила. Плюс давление, плохое снабжение мозга. В декабре ему оперировали ногу, чистили сосуды - не в первый раз уже. Вернулся домой в конце прошлого года. Он не терял чувства юмора. Шутил: мол, танцевать не могу... А потом стало хуже, его опять положили в больницу. Миша угас буквально за две недели. За пару дней до ухода пригласили батюшку-духовника в больницу. Да, Миша был верующим. В этом отношении все было сделано как надо. Думаю, он понимал, что уходит. Последние два дня Миша находился без сознания.
Роль сценариста — одна из ключевых. Однако чаще всего в тени и режиссёра, и художника. И созданные им на экране образы персонажей тоже намного известнее его самого. Точнее, в лицо их автора из обычных зрителей мало кто узнаёт. Ничего не попишешь…
Анимационное кино — одна из составляющих творческой биографии Элеоноры Тадэ, отметившей недавно своё 85-летие. В 1955 году она окончила театроведческий факультет ГИТИСа. Потом несколько лет (1957–1958) служила заведующей музеем Государственного академического театра драмы им. Фёдора Волкова в Ярославле. Переехав в Москву, работала редактором Центральной студии ТВ (1958–1959 и 1968–1969), редактором журнала «Советский фильм» (1959–1964) и его внештатным корреспондентом (1969–1980).
Созданные Элеонорой Тадэ «кинообразы» по-прежнему задевают за живое, поскольку не теряют смысл такие понятия, как гуманность, эстетика, доброта, сердечность, искренность, теплота души, отзывчивость.
О том, с какими идеями и мыслями магнитогорский поэт, писатель, журналист Виталий Цыганков встречает юбилей, мы поговорили в преддверии его дня рождения, который выпадает на 3 января.
К личности нашего героя точнее подходит эпитет «неудобный». В поисках места под солнцем в силу колючести характера и принципиальности он сменил много рабочих мест, пока не пришел к свободному литературному творчеству. На заре своей трудовой биографии Виталию Владимировичу довелось поработать слесарем-сварщиком на ММК, тренером по футболу, художником-оформителем, мастером производственного обучения в СГПТУ №15 и даже авиамехаником в Магнитогорском аэропорту. Этот опыт, безусловно, помог ему в дальнейшей журналистской и литературной деятельности.
Известный живописец Анатолий Георгиевич Костовский родился 18 февраля 1928 г. в семье рабочего в Иркутске. Интерес к рисованию у будущего художника пробудился в раннем детстве. Его увлечение поощряли и родители, и учителя. Война помешала ему заняться любимым делом, и на все четыре года он, подобно тысячам сверстников, встал за токарный станок. А. Костовскому пришлось работать на эвакуированном с Запада страны патронном заводе, где он вытачивал детали к механизмам для боеприпасов. Непосильный труд и голод довели его до дистрофии – он попадает в больницу.
Ни война, ни послевоенное лихолетье, когда он с матерью работал в противочумном институте, не охладили его страсть к рисованию. В 1948 г. Костовский поступает в Иркутское художественное училище. Первым его наставником стал Дмитрий Михайлович Баркалов.
Мне посчастливилось повстречаться с известным театральным художником Виктором Григорьевым в селе Рябово, куда он приезжал буквально на пару дней, чтобы смонтировать выставку своих работ «Арт-механика». Мы прогуливались с ним по выставочному залу Белого здания, он заводил механизмы своих удивительных картин, те оживали и начинали жить своей жизнью, позванивая, поскрипывая или постукивая, а мы беседовали с ним об искусстве.
– Виктор Генрихович, Ваши работы просто завораживают, они словно живые. И каждая картина, как отдельный мир со своими персонажами. Что это за искусство такое – арт-механика? И есть ли у Вас ученики?